В отчете Всемирного банка «Вторая систематическая диагностика Узбекистана» говорится, что экономические реформы в Узбекистане продвигались медленно на протяжении большей части последних 30 лет. Лишь немногие из институтов, действовавших в плановой экономике, претерпели значимые изменения.
Значительная часть экономической деятельности все еще находится под управлением централизованных государственных институтов.
Структурные преобразования экономики также находятся на ранних этапах.
Доля сельского хозяйства, составлявшая 26 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 году, является одной из самых высоких в регионе Европы и Центральной Азии
Доля сферы услуг, являющейся двигателем процессов процветания в развитых экономиках, является одной из самых низких в мире и не дотягивает до уровня всех других стран региона.
Показатели внутренней миграции трудовых ресурсов являются одними из самых низких в мире. Это ведет к замедлению урбанизации (и ее низкой плотности), в результате чего города Узбекистана менее населены и менее продуктивны, чем города в сопоставимых странах.
В итоге переход к рыночной экономике и структурные преобразования экономики Узбекистана все еще находятся на ранних стадиях.
Однако позднее начало комплексных реформ в стране имеет и положительную сторону, отмечают аналитики Всемирного банка.
Узбекистан может учиться на многочисленных примерах успеха и провала преобразований в других странах по всему миру.
Эти примеры показывают, какие результаты в целом нужны для достижения успеха и избежания «подводных камней», ограничивавших процессы преобразования в прошлом.
В введении к докладу , в частности, отмечено, что спустя несколько месяцев после вступления в должность в конце 2016 года Президент Шавкат Мирзиёев объявил о трансформационной повестке экономических и социальных реформ, призванных изменить облик Узбекистана.
Отказываясь от политики государственного контроля в экономике и
относительной изоляции, страна и ее народ вступили в новую эру открытости и международного сотрудничества.
Первые реформы за короткий срок привели к либерализации большинства цен, отказу от жесткого регулирования бизнеса и торговли, повышению прозрачности и ослаблению государственной политики, ограничивавшей личный выбор и экономические свободы.
Повестка реформ также делала упор на интересы граждан, что способствовало росту поддержки общества.
Спустя пять лет в стране продолжается рост более открытой и конкурентной экономики. Граждане наглядно видят, как расширяются их экономические возможности и свободы.
В следующие пять лет правительство обязалось сократить уровень бедности вдвое и в перспективе вывести Узбекистан к 2030 году в разряд стран с уровнем доходов на душу населения в верхней части группы стран со средними доходами, говорится, в частности, в отчете.
В. Новиков