back to top
4.5 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Как уровень образования влияет на заработную плату?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) продолжил исследование по оценке роста заработной платы населения в зависимости от уровня образования.

С увеличением дифференциации между заработными платами высоко и низкоквалифицированных рабочих мест, повышаются и требования к квалификации, навыкам, а также к минимальным уровням образования занятых.

С непрерывным ростом требований к уровню квалификации кадров концепция «образования длиною в жизнь» все больше становится популярной во всем мире. Получают ли компенсацию обладатели дипломов более высоких уровней образования за затраченное время и энергию после вступления на рынок труда в Узбекистане?

Для получения научно обоснованных ответов на эти вопросы эксперты ИПМИ провели эмпирическую оценку влияния уровней формального образования на заработную платув разрезе уровней образования и отраслей экономики.

Согласно полученным результатам исследования отдача от степени доктора наук (DSc) в Узбекистане превышает 61%, PhD или кандидата наук — 41%. Также относительная экономическая ценность диплома с отличием бакалавриата на рынке труда выше на 8,5% по сравнению с обычными выпускниками. Эти оценки позволяют подтвердить «окупаемость» более высоких и качественных уровней образования, следовательно,затраченного на его получение время и силы.

Для оценки экономической отдачи от наиболее высоких ступеней образования в Узбекистане специалисты ИПМИ провели онлайн опрос среди населения старше 18 лет на тему “Отдача от образования». Опрос проведен среди случайных респондентов активно пользующихся социальными сетями.

Было получено 1152 онлайн ответов (61% мужчин и 39% женщин) из регионов Республики Узбекистан. В исследовании оценены результаты 906 анкет (не учтены ответы респондентов: не работающих по собственному желанию, временно безработных, занятых уходом за ребенком, учащихся в бакалавриате, магистратуре, очно базовой докторантуре и докторантуре а также исключены некорректные и одинаковые ответы).

По уровню образования из 906 респондентов 3,3% DSc (или доктора наук), 18,2% PhD (или кандидаты наук), 33,1% магистры, 33,3% бакалавры, 15,3% выпускники ВУЗов до разделения бакалавриата и магистратуры, 7,0% выпускники средних профессиональных учреждений 3,0% со средним и 0,4% с базовым средним (9 классов) образованием.

Анализ окупаемости образования проведен на основе широкоизвестного «минцерского уравнения заработков». Оценка проведена в программном пакете Stata методом наименьших квадратов.

По результатам оценки (табл.1) в Узбекистане каждый формальный дополнительный год обучения способствует увеличению заработной платы работника в среднем на 10%, что соответствует оценке ООН по вопросам образования, науки и культуры: «По всему миру, в 139 странах, норма доходности на каждый дополнительный год обучения составляет 10 %»[1]

Занятые в экономике со степенью DSc или доктора наук в среднем получают на 61% больше заработную плату, со степенью PhD или кандидаты наук — 41% выше сотрудников с предыдущим уровнем образования.

Респонденты обладающие диплом с отличием (выпускники бакалавриата или вуза до перехода в Болонскую систему) на рынке труда получают на 8,5% выше заработную плату чем их соотечественники без диплома с отличием.

В разрезе отраслей экономики среди опрошенных наибольшая средняя заработная плата приходится на занятых в сфере компьютерных технологий. Они получают зарплату от 28% до 37% (в зависимости от уровня и продолжительности образования) больше других отраслей. Экономисты на 24-37%, финансисты на 29-30% и занятые профессиональной и научно-технической деятельностью (юридические, консалтинговые, бухгалтерские и другие профессиональные услуги) на 27-38% больше средней заработной платы по республике. Занятые в государственном управлении и обороне получают на 25-31% больше за свой труд. Представители промышленной сферы на 22-24% и строительства на 25% больше.

В целом по экономике заработная плата мужчин от 23 до 28% выше чем у женщин. При этом каждый дополнительный год обучения у женщин приносит на 11% больше дохода, а у мужчин на 8,7%. Если семейные мужчины зарабатывают на 16% больше мужчин без семьи, то женщины после создания семьи зарабатывают на 27% меньше чем до замужества. У жителей столицы заработная плата на 23-24% (у мужчин на 30%, у женщин 16,3%) больше чем у жителей других регионов.

Анализ разрыва в заработках между респондентами с разным уровнем образования позволяет ориентироваться учащимся и их семьям в принятии решений об инвестировании в человеческий капитал члена семьи.

На следующем этапе исследования эксперты ИПМИ планируют разработать калькулятор для подсчета размера инвестиций необходимого для достижения определенной профессии с набором необходимых навыков, компетенций и наивысшей квалификации.

Д. Вахабова,

вудущий научный сотрудник ИПМИ

Таблица 1.

Влияние уровней образования на заработную плату

Наименование переменныхУравнение№1Уравнение№2
Зависимая переменная -логарифмированная заработная платаВероятность P>/t/Зависимая переменная -логарифмированная заработная платаВероятность  P>/t/
Средняя продолжительность образования  0.10150
DSc (или доктор наук)0.60720 
PhD (или кандидат наук)0.40920 
Экономистқ0.366300.23900.01
Финансисты0.289200.29830
Занятые в государственномуправленим и обороне0.307600.24580
Строители0.24990.4  
Занятые в промышленности0.24370.080.21760.04
Занятыев научной и профессиональной деятельности0.381400.27130
Занятыев сфере компьютерных технологий0.28360.020.45050.01
Занятыев здравоохранение-0.23360.01-0.2650
Женщины-0.27740-0.23240
Занятыена рынке труда г. Ташкента0.238800.23060
Обладатели диплома с отличием0.08530.02  
Количество наблюдений906 9060
R-squared0.269 0.3170

Источник: Расчеты автора на основе результатов опроса «Отдача от образования» проведенного ИПМИ


[1]Всемирный доклад по мониторингу образования «Образование в интересах людей планеты:постраение устойчивого будущего для всех» ООН по вопросам образования, науки и культуры/ ЮНЕСКО, 2017, С-64https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752_rus

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей