«И чувствую —
«я»
для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо»…
Эти строки из поэмы «Облако в штанах» Владимира Маяковского вспомнились во время просмотра экспериментальной театральной композиции ташкентской команды Кажгалеева. Если коротко и в стиле века: ТКК «Другие звери».
Вот уже второй раз международный гроссмейстер и литератор Кажгалеев, выступивший как продюсер, разыгрывает вместе с творческой командой своих друзей композицию (не шахматную, но искусно сочинённую и сыгранную!) на новом, найденном им игровом поле. Он «выстроил» его в естественном театральном пространстве, отдаленно напоминающем «Ильхом». В самом экзотичном уголке Ташкента: восточном дворике Лолы Сайфи — в «Человечке», так ещё именуют этот культурный центр в Ташкенте.
Как и в подвальном зале «Ильхома», здесь нашлось место для сцены. И даже лестница — на галерею. Галерея — открытая балахана — даже эффектнее, нежели в конструктивистском пространстве первого в Ташкенте экспериментального театра «Ильхом».
Словом, поле и место для фигур, да и сами фигуры — всё сложилось и предстало в некой шахматной гармонии: король, слоны, кони, зубчатые стены-ладьи … Плотные ряды зрителей напоминали способных к активным действиям пешек. Они тоже вступали в игру в фантасмагорическом смешении времени, пространства, авторов и пьес.
«Лисистрата» Аристофана, «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, врезавшиеся в сценическую ткань «Человеческий голос» Жана Кокто и даже частица Федерико Феллини — всё это жило, звучало, двигалось в свете и тенях. Проживалось в лицедейском смысловом поле очередного, нового театрального эксперимента «Человек – это Чудо».
Над двориком свистели птицы, дышало небо, замерли кроны деревьев, вслушиваясь в голоса «Других зверей».
Четверо молодых режиссёров, — объяснил Муртас Кажгалеев, — объединились, чтобы в одном весёлом и сложном представлении поговорить о главном чуде природы — ЧЕЛОВЕКЕ. Шефами художественной части стали актёр театра «Ильхом» Рафаэль Бабаджанов и Judson Wright (USA). Режиссёрами выступили прекрасно известные ташкентцам
Антон Пахомов (Москва),
Юлия Плакида, Рустам Мусакулов и Анастасия Прядкина.
Пьеса «Человек из Подольска» — шедевр современной драматургии. И ее режиссёр — Анастасия Прядкина, и актёры ( Фаррух Молдаханов, Эмиль Хайруллин, Стас Торопчин, Камилла Юсупова) сыграли её великолепно. Зал смеялся, сопереживал, задумывался.
«Лисистрата» — антивоенная комедия Аристофана и «Человеческий голос» — пьеса Жана Кокто, написанная для одной актрисы держались на уме, таланте, профессионализме и вдохновенной работе актрисы Юлии Плакиды, музыканта Тимура Склярова и режиссёра Антона Пахомова.
Сыграв героиню Кокто, Юля вошла в число немногих, кто отважился на эту роль, подвластную только большим артистам сцены. Роль покинутой любовником женщины играли Ингрид Бергман, Лив Ульман или Тильда Суинтон. Я страшно рад, что наш проект помогает актрисам такого уровня, как Плакида раскрыть свой огромный потенциал.
Добавлю к словам продюсера Муртаса Кажгалеева, сыгравшего и одну из небольших ролей, что Юлия Плакида блистательно выступила как героиня двух пьес: «Лисистраты» и «Человеческий голос». И показала такой класс игры, что зрители верили и словам, и чувствам её героинь.
«Правда ли, что юмор – главное отличие человека от других зверей?» — так прозвучал вопрос, который поставили перед собой авторы действа, обращённый ими и к зрителям.
Что удалось вынести из спектакля, кроме удовольствия от оригинальной постановки и актерской игры?
Судя по внутренней неуспокоенности после просмотра — многое. Даже если хочется рыдать, кричать, умереть!!! — человеку на помощь приходят вечные, порою и 2500-летние комедии. Упрямо смеясь, они помогают вырваться человеку из своего «Я».
Творите, друзья! Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Даже если мучительно горько…
Тамара САНАЕВА
Фото Елены Ветвиковой