back to top
2 C
Узбекистан
Пятница, 31 января, 2025

Стратегия модернизации: создание инклюзивной среды и увеличение спектра госуслуг

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,240ПодписчикиПодписаться

Под руководством Президента Шавката Мирзиёева
за последние несколько лет в Узбекистане осуществлена масштабная трансформация всех сфер жизни, особенно в направлении эффективного взаимоотношения государственных органов с населением.

Проводимую государственную политику можно охарактеризовать тремя принципами: открытость, налаживание прямого диалога с населением и бизнес сообществом, переориентация деятельности государственных органов на решение насущных проблем населения и бизнеса.

В Узбекистане основные направления государственной политики на ближайшую перспективу обозначены в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы. Она разработана на основе сбора, глубокого изучения и обобщения поступивших предложений общественности, научных кругов и бизнес-сообщества.

С учетом объективной оценки пройденного пути развития страны и накопленного опыта, анализа достигнутых успехов
за годы независимости и исходя из требований современности,
в Стратегии развития определены семь приоритетных направлений, содержащие конкретные разделы по дальнейшему углублению реформ и преобразований в стране.

Реализация стратегии предусматривается в пять этапов,
в рамках каждого из них утверждается отдельная ежегодная Государственная программа по ее реализации в соответствии
с объявляемым наименованием года. Например, Государственная программа на 2022 год состоит из 398 пунктов, для реализации которой будет направлено 55 трлн сумов и 11,7 млрд долларов.

Современная инфраструктура для предоставления госуслуг

Для обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень
в 2017 году в каждом районе (городе) созданы центры государственных услуг.

В начале своей деятельности центры государственных услуг предоставляли всего лишь 32 вида услуг. На сегодня налажено предоставление 172 видов госуслуг. За прошедший период оказано более 32 млн услуг.

Результатом преобразований в системе оказания государственных услуг стала современная инфраструктура для предоставления удобных и оперативных государственных услуг населению и субъектам предпринимательства.

Услуги для физических и юридических лиц предоставляются в комфортабельных, инновационных зданиях. Сегодня по республике функционируют 207 центров и их 142 филиала, число операторов в них составляет около 1 700 человек. Кроме того, услуги
в удобной и прозрачной форме оказываются с выездом
в отдаленные населенные пункты (мобильные государственные услуги).

Стоит отметить, что перед внедрением каждой услуги анализируются административные процедуры на предмет их упрощения. Тем самым, оптимизируются процессы оказания государственных услуг с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов. В итоге, общий срок оказания государственных услуг сократился с почти 787 дней до 471 дня. В результате внедрения оказания государственных услуг через центры пересмотрено и упрощено более 200 процедур.

Отменена практика истребования государственными органами 73 видов документов и справок от граждан и предпринимателей при оказании государственных услуг, приеме на работу и выполнении иных административных процедур. Отныне государственные органы и организации самостоятельно запрашивают у ответственных государственных органов и организаций документы и справки, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство».

В целях создания удобств для населения введен порядок пользования государственными услугами по экстерриториальному принципу. В частности, 170 услуг, предоставляемых через центры госуслуг, а также регистрация актов гражданского состояния, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан и расположения организаций.

За прошедшие 5 лет в сфере предпринимательства отменены и переведены на альтернативные методы регулирования
132 процедур лицензирования и разрешения. Система лицензирования пересмотрена кардинальным образом, принят Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах».

Лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно осуществляются полностью в электронной форме через информационную систему «Лицензия».

Вместе с тем, была осуществлена систематизация актов законодательства в сфере лицензирования и выдачи разрешений, путем разработки паспортов оказания государственных услуг. Таким образом, мы добились сокращения количества нормативно-правовых актов в данной сфере, внедрив единый стандарт выдачи некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера, а также направления уведомлений.

Кроме того, исходя из нужд и потребностей населения внедряются новые виды государственных услуг. В частности, налажено оказание 17 государственных услуг в композитной форме. Например, при регистрации рождения ребенка, новорожденный одновременно ставится на учет в поликлинику, в постоянное место жительство родителей, на очередь в государственную дошкольную организацию, а также назначается единовременная выплата в связи с рождением ребенка.

Выдача идентификационных ID-карт лицам, достигшим 16 лет, также осуществляется одновременно с постановкой их на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков, а также в накопительной пенсионной системе. Данные нововведения предоставили большие удобства гражданам и положили конец волоките.

Госуслуги в проактивной форме

Следует отметить, что по республике центры госуслуг ежедневно посещают около 45—50 тысяч граждан. Несомненно, качество оказываемых услуг воздействуют на настроение населения, посещающих центры, и через них на их семьи и коллеги. Поэтому приоритетом является минимизация человеческого фактора при взаимодействии населения с государственными органами, уменьшение бюрократических процессов, сокращение времени и затрат пользователей услуг, обеспечение прозрачности и открытости административных процедур.

Сегодня центры госуслуг оказывают четверть услуг из всего объема услуг, предоставляемых государством. Конечно, работа
по увеличению их количества продолжается, но для комплексного развития системы оказания госуслуг необходим был программный документ.

С учетом текущего состояния оказания государственных услуг и передового опыта зарубежных стран в этой сфере Президентом Республики Узбекистан 20 апреля текущего года утверждены Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022—2026 годы и «Дорожная карта» по реализации в 2022—2023 годах Национальной стратегии.

Национальная стратегия была разработана по принципу «Гражданин в центре внимания при оказании государственных услуг» (Citizen — centric service).

Стратегией устанавливаются следующие приоритетные направления реформы:

  • совершенствование правовой базы, регулирующей оказание государственных услуг, и повышение эффективности административных процедур;
  • широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу, расширение межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг, оцифровку существующих баз данных и обеспечение безопасности конфиденциальной информации;
  • внедрение новых видов и форм государственных услуг, повышение удобства использования услуг и научно-практический анализ предоставляемых услуг;
  • дальнейшее повышение ответственности уполномоченных органов при оказании государственных услуг, разработка действенных механизмов обеспечения своевременного оказания услуг населению и социальной защиты работников;
  • улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах и развитие международного сотрудничества.

По каждому приоритетному направлению определены задачи в «Дорожной карте», выполнение которых будет первостепенной задачей каждого госоргана, оказывающего населению услуги.

В рамках стратегии перед Министерством юстиции стоят амбициозные задачи. В частности, делопроизводство в сфере загса будет переведено на безбумажную форму.

Будут внедрены альтернативные способы идентификации личности, таких как Мобил-ID, идентификация через банковскую пластиковую карту, биометрическая идентификация — Face ID,
при предоставлении государственных, банковских, социальных услуг и прохождении других административных процедур.

Некоторые государственные услуги будут оказаны
в проактивной форме по инициативе государственных органов, предусматривающих предложение гражданам возможности пользоваться необходимыми услугами в конкретных случаях. Например, пенсии по инвалидности будут назначаться без дополнительного обращения граждан на основе соответствующих заключений после признания по результатам медико-социальной экспертизы лицом с инвалидностью. Также, пенсии по возрасту начнут назначать с момента возникновения у граждан права на получение пенсии по возрасту без их отдельного обращения отделам Пенсионного фонда.

В эпоху «смартфонизации» будет усовершенствовано мобильное приложение Единого портала интерактивных государственных услуг по принципу «от веб-сайта к мобильному приложению» (from web to app), а также расширено использование популярных сервисов через данное приложение. Количество услуг, оказываемых через мобильное приложение увеличится с нынешних 60 до 250.

Вместе с тем, в рамках стратегии обозначены целевые показатели (индикаторы) ускоренного развития системы оказания государственных услуг в ближайшие 5 лет. В частности, за 5 лет, количество оказываемых государственных услуг будет доведен до 22 млн услуг в год. Доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде будет увеличена в два раза.

В целом к концу текущего года количество услуг, оказываемых через центры госуслуг, увеличится с нынешних 172 до 200, а в 2026 году данный показатель достигнет 300 услуг. Кроме того, в центрах госуслуг поэтапно появятся бесплатные Wi-Fi-зоны. Запуск Wi-Fi-зон в 14 центрах будет осуществлен уже в текущем году.

Посредством реализации стратегии увеличится спектр оказания государственных услуг, которые будут простыми в использовании, удобными и прозрачными. Также намечается расширение возможности самостоятельного дистанционного использования электронных государственных услуг и создание инклюзивной среды путем обеспечения равных условий для всех при оказании государственных услуг.

Худаёр МЕЛИЕВ, заместитель министра юстиции Республики Узбекистан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан и Азербайджан могут ввести взаимное признание биометрических ID-карт

Власти Узбекистана и Азербайджана ведут переговоры о возможности использования биометрических ID-карт в качестве документа для пересечения границ, сообщает ИА...

Больше похожих статей