Конституция заложила юридическую основу для формирования демократической политической и правовой систем Узбекистана. Она закрепила приоритет прав, интересов и свобод человека над государственными интересами и стала правовой основой независимого развития.
В Конституцию полностью имплементированы все положения основных международных инструментов ООН по правам человека.
Согласно статье 31 Конституции, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
Узбекистан является светским государством, где все религиозные организации и граждане независимо от своей принадлежности к той или иной конфессии равны перед законом и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений. Данный принцип закреплен в статье 61 Конституции.
Национальное законодательство, сформированное в соответствии с Конституцией, закрепило основные нормы правового регулирования важных вопросов, касающихся создания и деятельности религиозных организаций.
В последние годы в религиозной сфере произошли серьезные изменения, была проделана большая работа для решения накопившихся проблем.
По итогам анализа событий и социально-политической ситуации мира в целях обеспечения повышения эффективности религиозно-просветительской деятельности и создания комплексной системы подготовки квалифицированных кадров 16 апреля 2018 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере». В соответствии с которым:
– создана Научная школа хадиса в Самаркандской области.
В результате, число высших религиозных учебных заведений
в стране достигло трех, наряду с Ташкентским исламским институтом и Высшим медресе Мир-Араб в Бухарской области;
– основан Благотворительный фонд «Вакф» для финансирования работ по реконструкции мечетей, местных святынь для паломничества и посещения других историко-религиозных объектов, а также улучшения материально-технической базы и оказания материальной поддержки работникам религиозной сферы и нуждающимся.
На основе постановления Президента от 16 апреля 2018 года
«О мерах по совершенствованию деятельности Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан» утвержден обновленный состав Совета по делам конфессий, куда входят руководители всех 16 религиозных конфессий, зарегистрированных на территории страны.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан
от 4 сентября 2019 года Комитет по делам религий реализует единую государственную политику в сфере религии.
Для создания более благоприятных условий деятельности религиозных организаций, с учетом распоряжения Кабинета Министров от 10 сентября 2003 года, предусматривающего предоставление тарифных льгот по отдельным коммунальным платежам религиозных организаций, в июне 2020 года были внесены изменения в постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом», имеющего более высокий юридический статус. Отныне религиозные организации при оплате отдельных коммунальных платежей приравнены к физическим лицам.
Самым важным событием страны в религиозной сфере стало принятие Закона «О свободе совести и религиозных организациях» в новой редакции.
Данным законом значительно упрощен процесс регистрации религиозных организаций, в частности:
– сокращено количество представляемых документов, отменено требование по их нотариальному и в других формах заверению, внедрено осуществление государственных услуг полностью в электронной форме, конкретизированы основания для отказа в регистрации;
– исключена норма о недопущении появления граждан
в общественных местах в культовых одеяниях;
– упразднен порядок получения согласия сходов граждан махалли на создание религиозной организации;
– снижено количество инициаторов, необходимых для регистрации религиозной организации со 100 до 50 человек;
– отменено требование для лиц, осуществляющих религиозное образование в религиозных учебных заведениях, получения согласия центрального органа управления;
– сокращен срок рассмотрения представленных документов для регистрации религиозной организации от 3 месяцев на
1 месяц и ряд других.
Деятельность религиозных организаций и государственных органов в Республике Узбекистан осуществляется на основе взаимного невмешательства. Религиозные организации имеют право обжаловать неправомерные решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности органу или в суд.
Религиозные организации освобождаются от уплаты государственной пошлины при обжаловании в суд неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы.
Уполномоченным государственным органом, ответственным
за реализацию мер по обеспечению свободы совести, а также последовательной и единообразной практики применения законодательства о свободе совести и религиозных организациях, является Комитет по делам религий при Кабинете Министров.
В рамках закона приняты ряд правительственных постановлений. В частности, постановление Кабинета Министров от 26 января 2022 года «Об утверждении перечня имущества, предназначенного для богослужений, на которое при прекращении деятельности религиозной организации не может быть обращено взыскание по искам кредиторов».
Согласно постановлению Кабинета Министров от 14 апреля 2022 года, утратили силу постановления Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания» и «Об утверждении Положения о государственной регистрации, перерегистрации и ликвидации религиозных организаций в Узбекистане».
Отныне вопрос регистрации религиозных организаций осуществляется на основании Закона «О свободе совести
и религиозных организациях».
Кардинальные меры по реформированию и развитию религиозной сферы за последние годы способствовали существенному росту количества религиозных организаций различных конфессий.
В течение последних пяти лет органами юстиции зарегистрировано всего 92 религиозные организации (из которых 17 являются неисламскими организациями, относящимся к 4 христианским конфессиям), тем самым общее количество религиозных организаций достигло 2 333. При этом, 2 142 исламские и 191 неисламские (174 христианские, 8 еврейских общин (синагог), 6 общин бахаи и по одному общество кришнаитов, буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана).
Сегодня религиозная жизнь Узбекистана духовно насыщенна.
Для граждан, исповедующих различные религии, созданы организационные, правовые, образовательные и другие необходимые условия для свободного отправления своих религиозных обрядов, то есть верующие свободно молятся в мечетях, церквях, синагогах, соблюдают пост, совершают паломничество, получают религиозное образование.
Создана правовая основа для осуществления трудовой деятельности иностранных руководителей и сотрудников религиозных организаций, которые после прохождения аккредитации в Министерстве юстиции имеют право свободно работать в определенной религиозной организации.
Особое внимание также уделяется религиозному образованию
и просвещению.
Система образования отделена от религии. Не допускается включение религиозных дисциплин (за исключением религиозных образовательных учреждений) в учебные программы системы образования.
Право на светское образование обеспечивается гражданам Узбекистана независимо от их отношения к религии.
Религиозные образовательные учреждения приобретают право на осуществление деятельности после их регистрации
в Министерстве юстиции и получения ими соответствующей лицензии в Комитете по делам религии.
Порядок получения лицензии установлен постановлением Кабинета Министров «Об утверждении единого положения о порядке лицензирования отдельных видов деятельности посредством специальной электронной системы».
На обучение в высшие и средние религиозные образовательные учреждения принимаются граждане после получения ими обязательного общего среднего образования.
Сегодня в стране функционируют 15 религиозные образовательные учреждения, в том числе 3 высших исламских образовательных учреждения, 10 медресе, а также 2 семинарии (православная и протестантская).
Наряду с религиозными образовательными учреждениями важное место в деле просвещения занимают Международная исламская академия Узбекистана, Центр Исламской цивилизации, международные исследовательские центры имени Имама ал-Бухарий, Имама ат-Термизи, Имама Матуриди и др.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что созданные благоприятные условия будут способствовать деятельности религиозных организаций по повышению уровня осведомленности населения, особенно молодежи, у которой еще мало жизненного опыта о сути и истинной цели чуждых разрушительных идей, ставящих религию в один ряд с насилием и кровопролитием.
Гулчехра ФОЗИЛОВА, ответственная сотрудница Министерства юстиции.
Свобода совести в Узбекистане