Совершенно случайно попалась мне на руки одна старая семейная фотография 70-х годов. Рядом с руководителем советского Узбекистана Ш.Р. Рашидовым сидит простая узбекская женщина. Я заинтересовался и выяснил историю данного события.
Тёплым весенним днём 18 марта 1978 года в доме вдовы известного ташкентского ювелира Мирза Бобомухамедова раздался звонок из Центрального комитета Компартии Узбекистана.
Молодой помощник руководителя Узбекской ССР, вежливо пригласил Акидахон вечером 19 марта явиться в Центральный комитет партии для встречи с руководителем Республики Ш. Рашидовым.
Акидахон Хакимова была самой известной женщиной во всей махалле по улице Капланбек. Была замужем за одним из наиболее известных ювелиров страны Мирза Бобомухамедовым, имя которого широко распространилось далеко за пределы Советского Узбекистана.
Будучи знатной женщиной, она знала все семьи старого Ташкента. Писала стихи и прозу, играла на дутаре и была авторитетной представительницей махалли.
Акидахон Хакимова и Мирза Бобомухамедов были родителями 10 детей, 7 из которых посвятили себя великой профессии – медицине и стояли в одном ряду с первопроходцами современной отечественной науки.
Несмотря на все трудности и прелести советской эпохи, дети Мирзаевых предавались точечным наукам, культ чтения, саморазвития и образования был поставлен на пьедестал жизненных ценностей. На этом пути, большая часть их детей достигли впечатляющих результатов.
Мирзаев Абдуфаттох (профессор), Мирзаева Фарида, Мирзаев Абдугафур, Мирзаева Гульчехра (фармацевт), Мирзаев Хасан (профессор), Мирзаев Таълат (профессор), Мирзаев Васык (кандидат наук), Мирзаев Абдусамук, Мирзаева Гульсара (кандидат наук), Мирзаев Абдусалом.
Старший сын, Мирзаев Абдуфаттох стал профессором, деканом политехнического ВУЗа, Мирзаев Таълат — основал в 1972 г. на базе клиники Среднеазиатского Медицинского Педиатрического института первую кафедру «Рентгенология и радиология».
Профессор Мирзаев Хасан многие годы проработал в Республиканской клинической офтальмологической больнице, Мирзаев Васык получив степень кандидата наук, отошёл к более близкой для него сфере деятельности и продолжил дела своего отца, став профессиональным ювелиром.
Мирзаева Гульчехрахон всю трудовую деятельность посвятила фармацевтике, а её младшая сестра Гульсарахон – биологии, став кандидатом естественных наук.
Старшая дочь четы Мирзаевых, Фаридахон посвятила жизнь своей семье, горячо и до последних дней любила своего мужа (Гулямова Кушака, партийного, а впоследствии торгового работника). Не дожив чуть больше месяца до своего 70-летия, она тихим спокойным майским вечером ушла в вечность.
Самый младший сын Абдусалом Мирзаев, хоть и не был представителем научного мира – по сути был признанным «академиком Мирзаевых». Пользовался громадным авторитетом, тонко чувствовал и поддерживал все без исключения родственные связи.
Сегодня, из 10 детей, здравствуют только двое: тётушки Гульчехрахон и Гульсарахон.
Чета Мирзаевых воспитала достойных детей, занявших важное место в социуме и внёсших существенный вклад в научный и медицинский мир Узбекистана. Передали свои знания и навыки целому поколению врачей и других специалистов, которые и по сей день добрым словом вспоминают своих наставников.
Именно для того, что подчеркнуть данный вклад и выразить слова уважение и почтения, Ш. Рашидов отправил за Хакимовой Акидахон личный правительственный ЗИЛ и в своём насыщенном рабочем графике уделил время и внимание обычной матери 10 необычных детей.
После беседы о семье, литературе и поэзии, на долгую и добрую память была сделана фотосъёмка собственным фотографом Рашидова, оригинал фотографии которой я и обнаружил в семейных архивах.
Прошло много времени, сменилась целая эпоха и выросло новое поколение потомков Акидахон Хакимовой и Мирзы Бобомухамедова, но память о них и о десяти детях продолжает жить в сердцах родных и близких.
Рамзиддин ГУЛЯМОВ, историк.
На заставке: Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР Шараф Рашидович Рашидов во время беседы с Акидахон Хакимовой