back to top
2.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 января, 2025

В Ташкенте завершился первый Международный фестиваль анимационного кино

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,200ПодписчикиПодписаться

Вот и закончились эти пять дней весеннего кинопраздника. Завершился первый в Ташкенте международный фестиваль анимационного кино “Tashkent Animation Forum”. И первый блин оказался отнюдь не комом. Это было действительно ново, необычно и чрезвычайно интересно. Свои работы показали как мэтры, увешанные различными наградами крупных международных фестивалей, так и юные режиссёры, делающие первые шаги в этом трудном, но очень популярном жанре киноискусства.

Программа форума была разнообразна. Кроме показа работ из разных стран, были проведены лекции и круглые столы, где профессионалы мультипликации делились опытом с молодыми коллегами.

Особое внимание было уделено работе с детьми, побуждением их к творчеству. О своём опыте в этом благородном деле рассказали — и показали работы студии, — энтузиасты из Израиля художественный руководитель Wild Kids Animation Studio Макс Эпштейн, педагог этой же студии Карина Хананейа, а также наши соотечественники кураторы и педагоги детской анимационной студии DRF в Ташкенте Денис Семёнов и Христина Белоусова.

Христина Белоусова и Денис Семёнов с маленькими творцами студии DRF

Во время фестиваля, зрителей познакомили с совершенно новым, интереснейшим жанром — документальная анимация. О нём рассказала журналист, киновед, театральный и анимационный критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов (БФМ) в Москве – Дина Годер.

На лекции Дины Годер (Россия)

В рамках своей увлекательной лекции Дина Годер продемонстрировала наиболее яркие картины, созданные в этом жанре: “Восточный рабочий” Полины Кампиони — фильм-исследование о судьбе миллионов угнанных в Германию во время Великой отечественной войны советских людей, “остербайтеров” и фильм-реконструкция “Башня” Кита Мэйтленда, рассказывающий о событиях 1966 года, когда некто Чарльз Уитмен поднялся на крышу 28-этажной башни Техасского университета и открыл стрельбу из снайперской винтовки. В течение полутора часов, прежде чем до него добрались полицейские, Уитмен убил шестнадцать человек и еще тридцать три ранил. Очень сильная работа, где обрывки хроники и репортажей дополняются великолепно прорисованной мультипликацией.

Кадр из фильма Полины Кампиони “Восточный рабочий”

В течении нескольких дней зрители фестиваля могли посмотреть ретроспекции из золотых фондов Узбекистана, Азербайджана и Грузии, которые представили режиссёры-аниматоры этих стран. В частности, перед показом лучших фильмов азербайджанской мультипликации, выступил патриарх этого жанра Элчин Ахундов.

Легенда азербайджанской анимации Элчин Ахундов и его молодой соратник Рашид Агамалиев, директор и основатель международного фестиваля анимации Animafilm (Азербайджан)

Что касается призов, то главная номинация была – “За лучший анимационный фильм, снятый в странах Центральной Азии”. Здесь в борьбу за награду фестиваля вступили представители Казахстана — Анита Черных, Асия Бейкулова, Алиби Мукушев, — Таджикистана, — Лолисанам Улугова и Фарход Гаффорпур — и Узбекистана, представленного фильмом магистра Государственного института искусств и культуры Узбекистана Шокиром Халиковым.

Номинанты Ташкентского фестиваля: Асия Бейкулова (Казахстан), Анита Черных (Казахстан), Алиби Мукушев (Казахстан), Лолисанам Улугова (Таджикистан),  Фарход Гаффорпур (Таджикистан), Шокир Халиков (Узбекистан).

Фильмы, отобранные на конкурс, абсолютно разные, — здесь и философская притча, и абсурдистская новелла в духе Беккета, и новелла о любви, и страшная, в стиле хоррор история. Но все эти картины, отмечены одним общим признаком – они безумно талантливы.

Расскажем о некоторых. Очень красочна работа Дильшата Рахматуллина (Казахстан) “Колыбельная”, основанная на казахских сказках. Вечная история борьбы Добра со Злом, и, как всегда, это случается в сказках, побеждает Добро.

Кадр из фильма “Колыбельная”

Уморительно смешная история, рассказанная в фильме таджикского режиссёра Фархода Гаффорпура, с названием, переведённым как “Молчаливый диалог”. История о сложной проблеме, возникшей в отношениях отца и взрослого сына. Дело в том, что в Таджикистане сын, если захочет жениться, не должен говорить об этом отцу. Своё желание привести в дом жену, он должен сообщить засунув в обувь отца… морковку. Сюжет построен именно на этом обычае. Общение между отцом и сыном сидящих за одним столом, происходит путём отправки СМС друг другу. Зал просто хохотал, наблюдая этот необычный диалог.

Кадр из фильма “Молчаливый диалог”

Фильм Лолисам Улуговой, — также из Таджикистана, — “Хувайдо”, очень тяжело смотреть, поскольку он посвящён очень непростой и трагической теме – проблеме насилия над детьми. Основана картина на фактическом материале, на душераздирающем случае произошедшем в городе Серпухов. Маленькая таджикская девочка, проживающая с семьёй в этом городе, была похищена и жестоко убита в 2018 году. «Это было нелегко, — сказала Лолисам перед показом, — но несмотря на страшную трагедию, фильм у нас получился добрым, и жизнеутверждающим. И, поскольку человек живёт, пока его помнят, я верю, что Хувайдо живёт с нами всё то время пока люди будут смотреть этот фильм”.

Кадр из фильма “Хувайдо”

Безумно красив фильм нашего соотечественника Шокира Халикова. Каждый кадр этой картины можно вставлять в раму и любоваться как произведением живописи. Тема, волнующая людей всех эпох — неразделённая любовь. Решена Халиковым эта животрепещущая задача блистательно.

Как ни странно, эта работа впервые демонстрируется на родине автора, хотя уже имеет неисчислимое множество международных наград и дипломов. В частности, победила в прошлом году на престижном Азиатском фестивале анимационных фильмов Digi Con 6 Asia в Японии, где получила сразу две главные награды: «Золотой фильм региона» и «Золотой фильм фестиваля».

Кадр из фильма “Девушка и облако”

И вот наступил день подведения итогов. По словам председателя жюри Анастасии Верлицкой, решение далось нелегко, споры продолжались почти до утра, пока судьи не пришли к единому мнению, которое и огласили в день закрытия фестиваля.

Специальный приз “За вклад в развитие анимации” получил Элчин Ахундов (Азербайджан). Приз “За лучшую режиссуру”, присуждён фильму “Молчаливый диалог” Фархода Гаффорпура. Фильм Шокира Халикова “Девушка и облако”, получил приз за выразительность и глубину изображения. А главную награду фестиваля получила картина “На птичьих правах”, режиссёра из Казахстана Аниты Черных.

Необычная, несколько абсурдистская история о дедушке и внуке, занявшихся криминальным промыслом и что из этого вышло.

Фестиваль, получившийся весьма насыщенным и продуктивным, закончился. И можно с грустью, и в то же время надеждой, воскликнуть — прощай   “Tashkent Animation Forum — 2022”!

Здравствуй “Tashkent Animation Forum — 2023”!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Бетонный блок на путях стал причиной экстренного торможения «Афросиёба»

Вечером 14 января, около 23:15 на участке железной дороги между станциями Зиявуддин и Навои произошел инцидент с высокоскоростным поездом...

Больше похожих статей