back to top
6.2 C
Узбекистан
Пятница, 5 декабря, 2025

Серьёзно о важном: пошлины и автопром

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,000ПодписчикиПодписаться

Виталий Архиреев, главный редактор онлайн-журнала «Автоброкер Клуб», партнер ИА «ПромРейтинг» рассуждает о том, как повлияет снижение пошлин на ввоз иномарок на внутренний рынок центральноазиатских стран.

В странах с собственной автомобильной промышленностью для поддержки внутреннего производства власти, практически, любой страны используют так называемые тарифные и нетарифные методы регулирования. К первым относятся таможенные пошлины на ввоз автомобилей из-за рубежа, ко вторым — например, национальные сертификационные требования к продукции. Особенно дискуссионным является вопрос пошлин: производителям выгоднее, когда они высокие, но потребителям — когда низкие. В конце февраля 2022 года Узбекистан пошел на шаг, который публике показался неожиданным, — снизил ввозные пошлины на иномарки сразу в два раза с 30% до 15% от стоимости авто. Не навредит ли эта мера внутреннему производству в центральноазиатской стране? Попробуем рассмотреть этот вопрос в нашем материале со всех возможных сторон.

Ввозные таможенные пошлины по целям взимания бывают двух типов: фискальные и протекционистские. Ставка до 25% от стоимости товара считается фискальной, то есть она используется для наполнения госбюджета; от 25% и выше — протекционистской, ее функция — стимулировать производство внутри страны.

Тарифное регулирование многие десятилетия используется правительствами для поддержания и развития национального автопроизводства. В тех государствах, где уже сформирована сильная автоиндустрия, как правило, применяют фискальные пошлины, в странах, где только идет этап становления отрасли, — протекционистские.

Вопрос ставок пошлин также завязан на условиях участия страны во Всемирной торговой организации (ВТО). Например, Россия при вступлении в ВТО в 2012 году взяла на себя обязательства поэтапного снижения таможенного барьера на автомобили до нынешнего уровня 15% от стоимости, однако внутреннее производство в РФ защищено конкуренцией от импортной продукции дополнительным утилизационным сбором и нетарифными методами, в частности жесткими требованиями сертификации, которые в т.ч. содержат такой специальный пункт, как обязательное наличие в автомобиле системы автоматического оповещения экстренных служб при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС.

Наиболее высокие пошлины на импорт готовых автомобилей среди стран мира — в Индии (106%) и Иране (90%). Здесь надо заметить, что первая из указанных стран определила автопром одним из приоритетов своей промышленной политики, поэтому переживает последние годы период бурного расширения автомобильных производств и углубления локализации их выпуска. Иран же не состоит в ВТО и имеет собственный сформировавшийся автопром — он выпускает устаревшую продукцию и нуждается в протекции заградительными пошлинами. Впрочем, конкуренцию иранские автопроизводители могут испытывать только со стороны китайских компаний, поскольку европейские, американские и японские автомобили в эту страну не поставляют из-за западных санкций.

Нулевые ставки таможенных пошлин действуют в нескольких странах мира, в т.ч. Гонконге, Швейцарии и Японии. Обратите внимание, что первые две страны не имеют собственного автопрома, а последняя обладает одной из самых могущественных автоиндустрий в мире, которая совершенно не боится никакой открытой конкуренции. 

Узбекистан не является членом ВТО (только наблюдателем), поэтому долгое время придерживался политики протекционистских таможенных барьеров — и всё ради развития национального автопроизводителя. Именно забота об отечественном автомобилестроении послужила некоторым нерадивым «доброжелателям» предлогом для того, чтобы выставить UzAuto злостным монополистом.

«Но сейчас очень сложно «сыграть в монополию» в автопроме, поскольку потребитель всегда имеет выбор, – уверен мой коллега, известный российский автоэксперт из Тольятти Фёдор Быстров, долгое время занимавшийся иследованием истории АВТОВАЗа. – Но при этом давайте попробуем задать себе вопрос: кто бы стал вкладываться в создание современнейшего конкурентноспособного производства в Узбекистане в середине «лихих 90-х», если бы инвестор не получил бы определенных преимуществ? Кстати, изначального инвестора это не спасло от разорения. И найденное затем решение — стратегический альянс с GM и последовавший выкуп акций государством — в будущем можно будет приводить в пример студентам бизнес-школ, как один из самых успешных «кейсов» господдержки предприятия реального сектора». 

«Насколько я знаю, в Узбекистане уже давно представлены и Hyundai-Kia, и Volkswagen, и Scoda, и наша родная Lada,- вспоминает Фёдор.- Им всем от государства предоставлены такие же условия, как и UzAuto Motors. Более того, была информация о том, что Hyundai и Lada даже планировали открывать собственное производство. Но пока мало что слышно о реализации этих планов». 

Весьма вовремя было принято решение правительства Узбекистана поэтапно снизить таможенные пошлины вдвое, отказаться от ставки 30% в пользу 15% . Ведь конкуренции со стороны иностранных автомобилей в UzAuto Motors уже не боятся, поскольку компания уже прочно стоит на ногах, выпускает современную продукцию и имеет своего лояльного потребителя и в самом Узбекистане, и за его пределами.

Вот как по этой теме в недавнем интервью изданию UzReport.uz высказался генеральный директор UzAuto Motors Бу Андерссон: «Каждая страна так или иначе защищает свою автомобильную промышленность, я приятно удивлен уровнем развития автомобильной промышленности в Узбекистане. Мы производим много деталей локально — все штамповки, стекла, детали салона, также сами варим кузова. У нас локализовано даже производство двигателей. Правительству важно иметь конкурентоспособную автомобильную промышленность, но и мы именно поэтому должны быть конкурентоспособными».

Нельзя не отметить, что с 2019 года UzAuto Motors реализует один из крупнейших инвестпроектов в автопроме на территории СНГ. На предприятии создают мощности по выпуску 190 000 автомобилей на новейшей платформе GM GEM разработки концерна General Motors. Сумма вложений в эту тему — 427,7 млн долларов. По проекту в 2022 году будет налажено серийное производство по полному циклу — со штамповкой, сваркой и окраской кузовов — двух новых моделей — компактного кроссовера Chevrolet Tracker и недорого седана Chevrolet Onix

С учетом таких вводных компания UzAuto Motors совершенно явно не опасается обострения конкуренции со стороны иностранных автомобилей.

Пожалуй, стоит чуть подробнее упомянуть и по нетарифным мерам поддержки внутреннего автопроизводства в различных странах. 

Так, например, в Индии правительство предоставляет налоговые льготы владельцам автомобилей длиной менее 4 метров, поэтому в этой стране особенно популярны машины длиной немногим меньше указанного параметра. Поскольку далеко не у всех мировых концернов есть автомобили подобного класса, некоторым из них приходится создавать субкомпактные модели специально для Индии и размещать их производство в этой стране. Примеры: Renault Triber, Nissan Magnite, Skoda Kushaq или Suzuki Vitara Brezza.

В Японии существует класс кей-каров — автомобилей особо малого класса, владельцам которых предоставляют льготы по транспортному налогу и возможность бесплатно парковаться в городах. К кей-карам относятся машины длиной и шириной не более 3,4 и 1,48 м соответственно, с двигателем объемом не более 660 куб. см и максимальной мощностью не выше 64 л.с. У японских автопроизводителей — широчайшие линейки кей-каров, пассажирских и грузовых. В этой коммерческой нише безраздельно правят японские компании, западные даже и не пытаются с ними конкурировать.

В Токио и других крупных городах Страны восходящего солнца невозможно поставить на учет купленный автомобиль, если ты заранее не обеспечил его парковочным местом — собственным или арендованным. При этом на кей-кары это правило не распространяется — согласитесь, такую регуляцию тоже можно рассматривать как нетарифную меру поддержки национального автопрома.

Но нельзя не упомянуть и о том, что есть и диаметрально противоположный пример, когда крупное государство добровольно отказалось от внутреннего производства автомобилей в виду его неконкурентоспособности — это Австралия. В начале XXI века в этой отдаленной стране производили по 400 тысяч автомобилей в год — марок Toyota, Holden и Ford. Но выбор машин местного изготовления был ограниченным и редко обновляемым, поскольку объемы рынка небольшие (не достигался эффект масштаба), а затраты на доставку компонентов из-за океана слишком высокими. В результате автопром Австралии неуклонно проигрывал конкуренцию готовым импортированным автомобилям. В середине 2010-х годов правительство страны заявило, что больше не считает целесообразным поддерживать отрасль, которая в течение многих лет не показывает никаких признаков оздоровления. Так в период в 2016-2017 гг. последовательно закрыли три последних австралийских автозавода Ford, Toyota и General Motors. 50 000 человек из числа их бывших сотрудников пришлось переобучаться на новые профессии.

Существуют и чисто административные меры поддержки автопрома — так, в России за вычетом специальных случаев, госведомства могут покупать только те машины, которые были произведены в РФ или других странах ЕАЭС. В условиях российского рынка — это существенная поддержка. Для справки: Ульяновский автомобильный завод примерно 30% своей продукции реализует именно госведомствам (данные за 2020 год).

Сертификационные требования к автомобилям на национальном уровне — это не только гарантия обеспечения высокого качества попадающих на рынок машин, но и возможность установить лишний барьер для защиты внутреннего производства, то есть, опять же таки, нетарифная мера регулирования. Утверждение удобно проиллюстрировать примерами из истории. Например, в США до середины 80-х годов можно было продавать автомобили только со стандартизированными круглыми или прямоугольными фарами и только со специальными противоударными бамперами, без последствий для кузова поглощающими столкновения на скоростях до 5 км/ч. Там же, в Америке действовало правило обязательного письменного дублирования пиктограмм кнопок и контроллеров в салоне. В результате многие неамериканские автомобили не попадали в США, поскольку производители считали нецелесообразным адаптировать их конструкцию под американские сертификационные требования, что заведомо создавало менее конкурентную рыночную среду для национальных американских компаний.

В заключение стоит добавить, что упоминавшийся выше пример Австралии – это то самое исключение, которое только подтверждает правило. А как правило, и на мировых рынках, и в центральноазиатском его сегменте, включая и Узбекистан, мы видим ситуацию опережающего развития автомобильного производства, которое не только вносит весомый вклад в экономику страны, но стимулирует развитие целого ряда смежных отраслей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Президент Республики Узбекистан принял делегацию Азербайджанской Республики

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял министра энергетики Азербайджанской Республики Парвиза Шахбазова. Высокий гость передал главе нашего государства искренние приветствия...

Больше похожих статей