back to top
6 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 января, 2025

Центральноазиатский проект «АСМО» в «лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,200ПодписчикиПодписаться

На днях,в «Лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана состоялся настоящий перформанс в рамках уникального ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ПРОЕКТА «АСМО»2022» — «АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ОМНИБУС», который стартовал 25 марта и завершился 1 апреля 2022 г.

В нем приняли свое участие музыканты из Центра традиционной музыки «Устатшакирт» (г. Бишкек, Кыргызстан), Центра музыкальной культуры «Хунар» (г.Худжанд, Таджикистан) и студенты кафедры «Композиции и инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана (Тургунов Асадбек, Турсунбоев Бекзод, Ибайжонов Шохаббос, Габриелян Николя, Фахриддинова Дильбар, Мухаммадов Гайратжон, Ахроров Джамшид, Абдугапаров Амаль).

Напомним, что это уже второй очередной проект подобного плана, который проводится в стенах «Лаборатории современной музыки». Первая волна проекта «АСМО» проходила 25 января 2022 г., которая завершилась совместным концертом участников 31 января 2022 г. в галерее «Bonum faсtum» в г. Ташкенте.В проекте также приняли свое участие состав «Лаборатории современной музыки», студенты кафедры «Композиции и инструментовки» ГКУз и музыканты из Киргизии и Бухары.

Проект «АСМО»-  уникальный проект, который включает в себя целую систему духовных понятий, теоретических знаний, практических тренингов, а также различных видов занятий, цель которых — создание коллективных сочинений, а также настоящего перформанса за небольшой период времени под руководством опытных педагогов и музыкантов лаборатории: Артёма Кима, Джахонгира Шукура, Сухроба Назимова, Равшана Тухтамишева, Санжара Нафикова, Лемары Аблятифовой, Владислава Немтинова, Музаффара Расулходжаева, Людмилы Ким.

В рамках проекта «АСМО» были объединены молодые музыканты, актеры, танцоры из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в «Лаборатории современной музыки» для изучения инновационной системы — «Метода Коллективной Резонансной Композиции» — «МКРК», которая представляет собой уникальную образовательную методику, специально разработанную опытными педагогами лаборатории. Эта методика включает в себя музыкальные, театральные и игровые тренинги, мастер-классы, семинары, лекции и практические занятия в области современного искусства. Спонтанная импровизация, ощущение чувства ансамбля и умение слышать форму — это непередаваемые эмоции и «творческие вибрации» от совместного процесса, в котором взаимодействуют друг с другом все участники проекта в лабораторных условиях.

Включение студентов кафедры «Композиции инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана в проект «АСМО» объясняется также целенаправленным изучением уникального метода «МКРК» — «Метода Коллективной Резонансной Композиции», развитием и расширением кругозора и мировосприятия, воспитанием художественного вкуса и мастерства, а также приобретением знаний и международного творческого опыта от тренеров лаборатории и исполнителей в области традиционной музыки из Кыргызстана и Таджикистана.

Недельная мини-лаборатория «АСМО» — это не только проект, это специальный курс обучения молодых авторов, в котором интегрируются все направления музыкальной деятельности: образовательная, информационная, научно-исследовательская, коллективная (по созданию совместных произведений), концертная (по созданию экспериментальных концертов) и др.

На днях таким экспериментальным концертом, завершающим недельный проект «АСМО», стал настоящий перформанс в «Лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана, представляющий собой совершенно новый оригинальный жанр — саундраму.

Саундрама – это один из современных жанров коллективного творчества, который предполагает синтез искусств: музыкального, театрального, хореографического, кинематографического, режиссерского и др. В саундраме смешивается всё: звук, голос, инструмент, текст (речитатив, стих), актерская игра, пластический танец и тд. Участники саундрамы, вовлекаясь в совместный творческий процесс, в свободной атмосфере могут фантазировать, интегрировать, импровизировать и создавать уникальное коллективное сочинение без канонов в виде обобщенной программы, включая различные жанры и виды искусства. Каждый музыкант, актер, танцор, певец и поэт вносит свой собственный вклад в коллективное сочинение сквозь призму своей подготовки, мышления и мировоззрения.

В этот раз, в стенах «Лаборатории современной музыки», участниками проекта «АСМО» была показана настоящая саундрама, созданная на протяжении недели под руководством композитора, художественного руководителя и главного режиссера-постановщика – Артема Кима, где в традиционном и современном звучании, синтезировалось музыкальное, хореографическое и театральное искусство трех национальных культур — узбекского, киргизского и таджикского народов.

Основу обобщенной программы саундрамы составили тексты киргизских народных песен, а также дастанного наследия – эпоса «Манас». Одной из ярких реплик была фраза: «Без чего невозможно счастье?», несколько раз повторенная чтецами, повествующая о философском содержании саундрамы. Оригинальность ее в том, что она синтезирует в себе форму-состояние и форму-процесс. Музыкантов, актеров, танцоров и певцов объединял общий звуковой мир богатого и самобытного тюркского народа, где воедино сплелись жизнь и быт, обычаи и традиции, обряды и чаяния Центральной Азии.

Если говорить о музыкальной составляющей перформанса, то она разнообразна и богата по содержанию: синтез восточных инструментов и европейских, включение обрядовых песен из фольклора и соло-речитативов традиционных исполнителей из эпического наследия, имитация различных звуков природы, животных и человека на современных и традиционных ударных и духовых инструментах, а также введение танцевальных фрагментов – всё это создает различные состояния музыки: медитативное, праздничное, лирическое, драматическое, психологическое. На протяжении всей саундрамы в основном сохраняется медитативность – как одна из характерных черт мышления и образа жизни тюркских народов, своего рода самоуглубленность, погруженность, абстрагированность, интровертность, сосредоточенность, расслабленность и лишь в кульминационных и заключительных моментах она сменяется драматическими и лирическими состояниями. Время – медленно текучее, заставляя насладиться и проникнуться в постепенное развертывание музыкального процесса, также чередуется фрагментами с быстрым течением мысли.  

Буквально за один час участникам проектам удалось завоевать сердца слушателей своими завораживающими и проникновенными сценами, где чувствовалась атмосфера творческой раскованности и яркой экспрессии, созданная одаренными музыкантами, талантливыми актерами и танцорами. Отметим дружескую сплоченность, невероятное чувство свободы и высокий профессионализм всех исполнителей проекта.

Настоящий перформанс прошел на высочайшем международном уровне и произвел ошеломляющее впечатление на публику. На протяжении 10-15 минут слушатели не отпускали талантливых ребят своими бурными аплодисментами, овациями и криками «браво». Подобный мини –музыкальный спектакль – перформанс – это уникальное явление в музыкальной жизни столицы, который вызвал бурю эмоций и будоражил сознание каждого.

В конце мероприятия состоялась торжественная церемония награждения всех участников проекта.

Заведующий кафедры «Композиции и инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана, композитор, Нурали Эркаев, лично поздравил каждого участника и вручил памятные сертификаты.

Выражаем огромную благодарность Швейцарскому Бюро по Сотрудничеству в Узбекистане, Aga Khan Music Awards и Государственной Консерватории Узбекистана за реализацию данного проекта.

Посещайте музыкальные мероприятия — перформансы, которые не оставят Вас равнодушными и откроют перед Вами новый уникальный мир современного искусства.

Алина Кутлучурина, докторант PhD Государственной консерватории Узбекистана,музыковед

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Бетонный блок на путях стал причиной экстренного торможения «Афросиёба»

Вечером 14 января, около 23:15 на участке железной дороги между станциями Зиявуддин и Навои произошел инцидент с высокоскоростным поездом...

Больше похожих статей