К 2027 году Узбекистан намерен реализовать проекты «Сурхандарья» и «Бухара», направленные на развитие национальных автомобильных дорог. Средства для этого выделит Азиатский банк развития.
Заемное соглашение по реализации проекта «Развитие национальных автомобильных дорог» подписано между Республикой Узбекистан и АБР 25 марта 2022 года, сообщает Norma. Постановление Президента «О мерах по реализации проектов реконструкции автомобильных дорог с участием Азиатского банка развития» принято 4 апреля.
Советом директоров АБР одобрено выделение заемных средств в размере 273,8 миллиона долларов США для реализации проекта сроком на 24 года, включая четырехлетний льготный период. При этом 183,8 миллиона долларов США будут направлены на реализацию проекта «Сурхандарья», 90 миллионов долларов США – на завершение проекта «Бухара».
Проект рассчитан на 6 лет и завершится в 2027 году.
Ответственным исполнительным органом по координации и мониторингу реализации проекта, а также целевому использованию заемных средств АБР является Комитет по автомобильным дорогам.
Расходы, связанные с погашением займа АБР, а также выплатой процентов, комиссии и иных платежей по нему, осуществляются за счет средств республиканского бюджета страны.
Анна НИМ.
Думаю, большая часть ввозимых грузов идёт с севера, то есть через автодорогу в направлении Каракалпакия — Кунград — Нукус и далее по Шёлковому пути внутри Узбекистана. Дорога этого направления для ввоза импортных товаров должна поддерживаться постоянно, чтобы не было жалоб со стороны государств-экспортеров. Во-вторых, если на автодороги выделяются дополнительные внешние кредиты в иностранной валюте, это означает: — или нехватку средств из-за неправильной системы отчислений в дороги, или нецелевое использование выделяемых средств, или некачественная работа дорожников, как следствие, ведущее к раннему износу дорог. Ещё один момент, дорожники должны быть поделены на эксплуатирующую и строительную сферу. Эти сферы должны быть в разных, независимых друг от друга, подчинениях. Эксплуатирующая сфера должна быть главенствующей. Нахождение этих сфер под одной крышей ведет к хищениям. Много вопросов к срокам службы дорог, их конструкциям, и особенно подготовке грунтов оснований, и способах ремонта дорог. Казалось бы, неполохое основание дорог (грунтов), отсутствие болот, а также небольшие осадки дают надежду на долгий срок службы. Влияние солнца не столь опасно, хотя бетонные дороги были бы лучше асфальтовых. Однако расходы на дороги большие и расходуются только одним монополистом. Надо задуматься.