back to top
6.6 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Кто станет гарантом защиты прав потребителей

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан 14 марта в Ташкенте провело пресс-конференцию на тему «Правовые знания гарант защиты прав потребителя», приурочив её ко Всемирному дню защиты прав потребителей, отмечаемому 15 марта.

Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан организация относительно молодая, созданная в 2019 году.

Существующая длительное время Федерация обществ защиты прав потребителей оказалась организацией малоээфективной, в силу её общественного статуса и создание Агентства является оправданным решением руководства страны.

На агентство возложены практически те же задачи, какие ранее входили в компетенцию Антимонопольного комитета. В круг этих задач входят разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы.

Обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их производителях, исполнителях и продавцах.

Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а также взаимодействие в области контроля за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг).

А также регулирование рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечение недостоверной рекламы. Одним словом, весь комплекс вопросов, связанных с деятельностью потребительского и рекламного рынков.

Надо признать, что с появлением Агентства, резко возросло взаимодействие непосредственно с потребителями. Большая часть жалоб и обращений граждан, не остаётся без внимания и принимается к рассмотрению и изучению с выездом на места, после чего принимаются административные решения в рамках компетенции Агентства.

Говоря о деятельности Агентства с момента его создания, директор Элмурат Хаитметов отметил, что за последние два года рассмотрено более 42,1 тысячи обращений. По итогам их изучений были защищены права и интересы около десяти миллионов граждан республики, и принято решение по возмещению ущерба, нанесённого потребителям в размере 191,6 миллиардов сумов.

При этом, по его словам, 52 процента обращений потребителей связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 23 процента – с торговлей, 15 процентов – с телекоммуникационными, банковскими, финансовыми и социальными услугами и 10 процентов – с рекламой и другими вопросами.

Только за первые месяцы этого года поступило более 3 250 обращений, из которых 43 процента обращений также связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 34 процента – с торговлей, 17 процентов – с телекоммуникационными, банковскими, финансовыми и социальными услугами, 6 процентов – с рекламой и другими вопросами.

В своей работе Агентство ориентируется не только на жалобы и обращения отдельного потребителя, но и на неопределённый круг потребителей, то есть на широкий круг или категорию людей. При этом основой для изучения становятся жалобы потребителей, размещаемых в социальных сетях.

К примеру, одним из поводов для обследования стали сообщения в соцсетях, касаемо автотранспортных остановок на соответствие общим техническим требованиям.

Проблема действительно одна из самых актуальных как для столичных жителей, так и жителей областей республики.

В ходе обследования выяснилось, что на 771 остановке из 850, а в процентном соотношении это 91%, отсутствуют нужные схемы маршрутов автобусов и расписание с графиком движения общественного транспорта.

По существующему стандарту автопавильон должен защищать пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов. Он может быть закрытого или открытого типа в виде навеса.

Но, как показывает исследование, многие автобусные остановки превращены в площадки для извлечения доходов. Из-за небольших размеров остановок и занимающих их пространство магазинов, кафе фаст-фуда, потребителям часто приходится ждать автобуса под палящим солнцем или проливным дождем. Об этом свидетельствуют жалобы в социальных сетях.

Однако, как кажется причина здесь кроется гораздо глубже. Торговый бизнес в этом случае не виноват. Он просто реагирует на спрос. Пассажиру, ожидающему неопределенное время, вследствие нестабильного графика и режима движения транспорта, удобно скоротать время и совершить необходимые покупки. Точно также, выходя из автобуса, по ходу движения домой сделать покупки, не заходя в супермаркеты.

В европейских странах, на остановках нет торговых точек. Но там действует жёсткий график движения городского транспорта. Пассажир хорошо знает режим и уверенно выходит на остановку строго ко времени приезда автобуса или трамвая.

Важным пунктом в работе Агентства числятся разработка и реализация программ, направленных на просвещение и повышение потребительской грамотности населения.

Практика показывает, что большая часть населения плохо себе представляет куда надо обращаться и кто может защитить их нарушенные потребительские права. Мало того, многие считают, особенно в регионах, что защита прав потребителей — это платная услуга. В Агентстве признают, что это следствие малой осведомленности населения.

Чтобы ликвидировать пробел в этом направлении, Агентством проводится большая работа с целью осведомлённости населения, как посредством средств массовой информации, так и просветительских мероприятий непосредственно среди населения.

Ещё одним важным инструментом в деле повышения правовой грамотности может стать «Памятка для потребителей», выпущенная в виде брошюрки, где будут отражены все виды услуг, их технические параметры, а также права и обязанности потребителей.

Лет 15 назад, Антимонопольный комитет выпускал такую брошюру и видимо, настало время с учетом всех изменений в современной жизни, уже Агентству задуматься о её выпуске в новой редакции на узбекском и русском языках.

Необходимо отметить, что появление новых видов услуг и продуктов, меняющихся условий на потребительском рынке, требуют и модернизации законодательства, а также нормативных документов в этой сфере. Агентство инициирует внесение соответствующих изменений и дополнений в «Закон о защите прав потребителей», куда вводятся новые механизмы правового регулирования отношений между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком работ и услуг).

Напомним, что глава государства 18 января текущего года подписал закон о внесении изменений и дополнений в закон «О защите прав потребителей», которые по мнению экспертов, позволят Агентству стать надёжным гарантом и поднимет сферу защиты прав потребителей на новый уровень.

Кроме того, законодательно закрепляются права и полномочия Агентства по защите прав потребителей в качестве уполномоченного государственного органа, осуществляющего единую государственную политику и координацию деятельности государственных органов и организаций в области защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо вам за статью . Очень плохо работало Агентство-невозможно было дозвониться во время перебоев с газом,несколько лет в сезон отопления. Надеюсь этого руководителя снимут.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей