back to top
18.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Хорезмская дыня, кувинский гранат, паркентский виноград   

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Традиционные товары, тесно связанные с местом их происхождения, могут приобрести в Узбекистане статус «географических указаний» и получить правовую охрану в качестве объектов интеллектуальной собственности.      

Благодаря недавно принятому Закону Республики Узбекистан «О географических указаниях» такую возможность получили как местные органы власти, физические и юридические лица, так и негосударственные некоммерческие организации.  

Новый закон дает дополнительные возможности, прежде всего в сельских регионах Узбекистана, для увеличения экспорта и расширение рынка традиционных товаров и местной продукции, а также открывает новые перспективы для развития и брендинга большинства территорий страны.

В последнее время потребители все чаще обращают внимание на отличительные знаки о географическом происхождении товаров и продуктов, что является гарантией их качества и особых характеристик. Именно это и представляет ценность для покупателей, даже несмотря на добавленную стоимость по сравнению с другими товарами, не имеющих таких обозначений.  

Во многих регионах мира, а теперь и в нашей стране, подобными отличительными знаками являются такие обозначения как «географическое указание» (далее ГУ) и «наименование места происхождения товара» (далее НМПТ).

В разное время широкую известность приобрели оливковое масло Прованса, шелка Китая и Лиона, самаркандская бумага, баварское пиво, бразильский кофе, аравийский кофе Мокко, шотландский виски, цейлонский чай, виноградники и вина Бордо, Луары и Бургундии.

В Узбекистане, среди пока еще незначительного количества защищенных товаров по НМПТ, например, минеральная вода «Чортак», вино «Багизаган», а кроме этого на территории нашей страны имеет правовую защиту один из самых популярных итальянских сыров «Parmigiano Reggiano».

Согласно новому нормативному документу, «географическим указанием» является обозначение или отличительный знак товара, имеющий тесную связь с конкретной территорией, при условии, что «качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени зависят от его географического происхождения».

Кстати говоря, новым законом не регулируется географическое обозначение – НМПТ, более двадцати лет тому назад было введено в нашей стране в гражданский оборот, но оно имеет как общие признаки, так и отличия от ГУ.

В частности, зарегистрировать географические указания теперь будет проще и быстрее, поскольку для получения коллективного права на использование обозначения ГУ «на территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара». В отличие от НМПТ, где все стадии производства осуществляются на одной территории.

Более того, для регистрации ГУ теперь не требуется заключение уполномоченного органа, каким в нашей стране является Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Узбекистана.

Инициаторам достаточно заполнить заявку и предоставить уполномоченному органу необходимые сведения и «описание характеристик товара, в значительной степени обусловленных его географическим происхождением, характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».

По мнению ряда экспертов, одной из причин введения в практику нашей страны наряду с НМПТ еще и географических указаний, является упрощенный порядок регистрации, защиты и использования ГУ, как наиболее эффективного маркетингового инструмента для повышения конкурентоспособности региональных товаров и традиционной продукции. Кстати сказать, среди такой  продукции могут быть не только товары сельского хозяйства, продукты их переработки,  гастрономия, но и изделия традиционных ремесел и местных промыслов.     

Необходимо отметить, что принятию нового закона предшествовала большая и сложная подготовительная работа, в которой приняли участие как уже упомянутое выше Агентство по интеллектуальной собственности, так и Министерство сельского хозяйства, другие профильные ведомства, а также Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), австрийское агентство Hilfswerk International, ряд местных и международных экспертов из Австрии, Франции, Турции, Бельгии, России и Венгрии.

Напомню, что по инициативе ФАО с 2016 года реализуется региональный проект «Поддержка развития устойчивых географических указаний в Европе и Центральной Азии», целью которого является расширении компетенций министерств и других ведомств, отвечающих за сельское хозяйство и интеллектуальную собственность. В Узбекистане, в частности, в прошлом году со стороны ФАО был предпринят ряд практических шагов во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и Агентства по интеллектуальной собственности.  

В рамках этой работы, помимо уточнения положений нового закона и совершенствования институциональной и нормативно-правовой базы в этой важнейшей сфере, были проведены ряд консультаций,  семинаров и тренингов для местных специалистов и экспертов, среди которых был и автор этой статьи. Серия подобных мероприятий и уже с более широким составом участников, как из государственных органов и организация, так и производителей, фермеров и ННО, запланирована и в текущем году.  

Тренинг экспертов ФАО в Ташкенте, октябрь 2021

Основная цель этих тренингов и семинаров – широкое информирования государственных органов, общественности, производителей и потребителей о географических указаниях, как эффективном средстве повышения экспортного потенциала регионов и территориального брендинга.

– Географические указания как новый и действенный инструмент, несомненно, будет способствовать увеличению экспорта, в первую очередь сельскохозяйственных товаров, в страны, где продукты с географическими указаниями защищены и хорошо известны потребителям, позволит предотвратить недобросовестную практику и введение потребителей в заблуждение при использовании ГУ, а также стимулировать развитие аграрных регионов страны и сферы услуг в сельской местности, в том числе и сельского туризма, – отметил Заместитель представителя ФАО в Узбекистане Шерзод Умаров.

По его словам, предстоит масштабная и сложная работа, поскольку внедрение в Узбекистане системы географических указаний должно стать движущей силой для повышения устойчивости производственно-сбытовых цепочек с большей добавленной стоимостью. А в случае появления объединений или групп производителей, заинтересованных в регистрации товаров с ГУ, представительство ФАО в Узбекистане окажет методическую и иную поддержку.

По мнению экспертов ФАО ООН, имеющиеся связи между местными производителями, созданной ими сельхозпродукцией и регионом их хозяйствования посредством присвоения товарам указания на место его происхождения, можно рассматривать как один из подходов к повышению устойчивости развития сельских территорий и местных общин во всем мире.

 – Сегодня тесные связи между продуктами, традициями производства, территорией и сельскими жителями представляют собой богатое, в том числе и нематериальное наследие, которое можно не только сохранить благодаря применению ГУ, но и содействовать развитию сельских территорий, расширению ассортимента продуктов питания, помогая создавать устойчивые продовольственные системы, – считает специалист по аграрной политике Регионального отделения ФАО для Европы и Центральной Азии Дмитрий Звягинцев. 

Эксперты представительства ФАО в Узбекистане на встрече в Агентстве по интеллектуальной собственности

По его словам, продвижение такой продукции и сохранение ее уникального качества, обусловленного местом происхождения, может способствовать сохранению местных природных ресурсов, культурных и социальных традиций и устоев, а также привлечению внимания общественности к их специфике и своеобразию.   

Эксперты ФАО подчеркивают, что географические обозначения, как ГУ, так и НМПТ, отражающие комплекс характеристик, дают широкой общественности представление об изготовителе и высоком качестве товара, многообразии традиций регионов и указывают на связи с конкретной территорией.

По сути, регистрация географических обозначений делает эти товары брендом каждого региона, поскольку закрепляет исключительное, хотя и не абсолютное право, за производителями региона, чья продукция обладает обусловленными географическим происхождением особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.     

Мировая практика показывает, что продукты с ГУ способствуют развитию инноваций в аграрном производстве, росту занятости и снижению оттока населения из сельских районов. Во многом нацеленность на продвижение качественной продукции содействует улучшению долгосрочной конкурентоспособности сельских товаропроизводителей.

В последнее время потребители все чаще рассматривают применение устойчивых методов ведения хозяйства как положительную характеристику продуктов и важного элемента сохранения ландшафта или биоразнообразия. Зарубежный опыт как раз и свидетельствует, что механизмы системы географических обозначений позволяют превратить эту устойчивость в своеобразный региональный маркетинговый бренд.

В целом система защиты и поощрения производства региональных, органических и традиционных продуктов, связанных с культурным наследием, также может способствовать и развитию разнообразной туристской деятельности в малых городах и сельских регионах страны, содействовать устойчивому и комплексному территориальному развитию.

Узбекистан в этом смысле – страна практически с неограниченными возможностями.

Разнообразные природно-климатические зоны, широкий ассортимент сельскохозяйственных товаров, национальных продуктов питания, многообразие культурного наследия, особые народные знания и многовековой опыт ремесленных производств открывают бесконечные перспективы для появления в нашей стране территорий с защищенными географическими обозначениями.            

Сергей ДАНИЛОВ, эксперт офиса ФАО в Узбекистане по географическим указаниям

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Кошрабадский кишмиш тоже надо бы добавить, он там самый сладкий, и из него потом обалденный изюм делают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан доверяет обслуживание компрессорных станций американской компании

По сообщению информационной службы АО «Узбекнефтегаз», в рамках Международной выставки «Нефть и газ Узбекистана – OGU-2024» состоялись переговоры с...

Больше похожих статей