В Ташкентском издательстве “Академнашр” вышла новая книга Владимира Фетисова, посвящённая истории Туркестана XIX – XX веков.
Она рассказывает о выдающемся государственном и военном деятеле, — полководце, дипломате, разведчике, учёном — Алексее Николаевиче Куропаткине. Отдельные главы этой документальной повести были опубликованы на страницах нашей газеты.
Предлагаем вниманию читателей, небольшую аннотацию этой работы.
Глядя на многочисленные портреты героя, с которых глядит красивое, породистое лицо с умными, выразительными глазами, многие решат, что это человек, генеалогическое древо которого насчитывает сотни лет родовитого, столбового дворянства. На самом деле Алексей Николаевич внук простого крестьянина Емельяна Куропаткина, крепостного Екатеринославской губернии, рекрутированного в армию и за двадцать пять лет службы дослужившегося до унтер-офицера.
Его сын, соответственно, отец Алексея, Николай Куропаткин военный топограф за особые заслуги в 1844 году заслужил офицерский чин и право на дворянство.
Алексей родился в 1848 году и получил, хоть и домашнее, но тем не менее блестящее образование. Благодаря огромной библиотеке отца, о коло 12 тыс. томов, и страстью к чтению, он вырос высококультурным человеком. По его собственному признанию на духовное становление и формирование гражданской позиции юноши, сильнейшее влияние оказала русская литература того времени, произведения Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Огромное количество книг было и по военной тематике. Не случайно все, кто близко знал в дальнейшем Алексея Николаевича, отмечали его высочайший профессионализм, феноменальную память и аналитический склад ума.
Дальше образование было продолжено: В 10 лет он поступает в 1-й СПБ. Кадетский корпус, затем последовало 1-е Павловское военное училище. Как закончивший его по первому разряду он мог сам выбирать место службы, — и он выбирает Туркестан. Здесь под началом Кауфмана его ждали первые боевые походы. За Зерафшанский поход Куропаткин был отмечен двумя орденами – Св. Станислава и Св. Анны 3-й степени и погонами штабс-капитана.
В 1871 году, пройдя жесточайший отбор, он поступает в Николаевскую академию генштаба – кузницу военной элиты императорской России. Фото.
Затем последовала долгая служба на различных постах и выполнение ответственейших заданий. Первое такое задание – это поездка в Алжир, для изучения французской армии. Вначале подготовка в Париже, где Куропаткина инструктировал лично Кауфман, приехавший туда и многомесячный поход по африканской пустыне вместе с французским экспедиционным корпусом. Результатом этой миссии стала книга “Алжирия” крест ордена Почётного легиона на груди.
Затем снова Туркестан, где под началом Михаила Скобелева, с которым они близко сошлись, он участвует в Кокандском походе. После его окончания по заданию Кауфмана совершает миссию в Кашгар к правителю Йеттишара Якуб-беку, вёдшего войну с китайцами. Миссия была выполнена блестяще, результатом явился научный труд Кашгария. Во время русско-турецкой войны капитан Куропаткин начальник штаба в дивизии Скобелева. В боях с турками он получает сначала контузию, его засыпает землёй и в газетах даже появляется некролог о героической смерти Алексея Куропаткина. Сообщение оказалось несколько преждевременным. А во время перехода через Балканы, Куропаткин получает тяжёлое ранение ключицы и долго проваляется в госпиталях. И снова Туркестан – служба в Ташкенте, поход в Кашгар, участие в Ахалтекинской экспедиции Скобелева. И снова служба, как явная, так и тайная – в 1886 году, уже генерал, Куропаткин отправляется “под прикрытием” в Турцию. С паспортом на имя торговца скотом Ялозо и напарником Ахметом Заировым он отправляется в Стамбул с целью рекогносцировки укреплений Босфора. Задание чрезвычайно опасное, однако Куропаткин блестяще с ним справляется. В 1890 году Куропаткин назначается Начальником Закаспийской области, в этой должности он пробыл 8 лет. И если первого туркестанского генерал-губернатора Кауфмана справедливо называют устроителем Туркестанского края, то Куропаткина с полным правом можно назвать устроителем Закаспийской области. Он сделал очень много.
В 1898 году он назначается военным министром Российской империи, это была вершина карьеры. Много сделал Алексей Николаевич и на этом посту. В частности, его с полным основанием можно назвать отцом русской контрразведки.
Он обращается к императору Николаю II за санкцией об образовании в рамках военного ведомства особого “разведочного отделения”. В докладной говорилось: “Деятельность сего органа должна заключаться в установлении негласного надзора за обыкновенными путями тайной военной разведки, имеющими исходной точкой иностранных военных агентов, конечными пунктами — лиц, состоящих на нашей государственной службе и занимающихся преступною деятельностью, и связующими звеньями между ними — иногда целый ряд агентов, посредников в передаче сведений…”. Император недолго размышлял над предложениями своего военного министра. Принимая во внимание не только авторитет и профессионализм Куропаткина, но и его успешный опыт разведчика, 2 февраля 1903 года на докладной записке военного министра синим карандашом Николай II написал — «Согласен». Этот день можно считать днем рождения русской военной контрразведки, а Куропаткина отцом основателем этого важного ведомства.
Первым начальником “разведочного отделения” стал Владимир Николаевич Лавров.
Как дипломат, Куропаткин, кроме уже упоминавшейся поездки в Кашгар, совершил две миссии в Персию, по личному указанию Николая II и миссию в Японию, также по заданию императора.
Когда началась война с Японией, Куропаткин покидает пост военного министра и назначается главнокомандующим Маньчжурской армии. Как закончилась война мы знаем. Но, вот, что хочу сказать Куропаткину войну с Японией, не дали закончить. Вот, что пишет об этом начальник управления разведки и управления транспорта 1-й Маньчжурской армии генерал-майор Н.А. Ухач-Огорович: “Главнокомандующего и его помощников можно судить, судом истории, только по окончании войны. Русско-японская война не была закончена […] В двенадцатом году война началась только после занятия французами Москвы; в японскую войну война началась только после занятия Сыпингайских позиций. До этого дня происходили подготовительные бои, значение коих следующее: Куропаткин и его помощники совершенно уничтожили японскую боевую силу, которую японцы тщательно готовили 20 лет. На Сыпингайских позициях лицом к лицу стали: могущественная, весьма испытанная русская армия, и очень слабые остатки японских войск. Вот результаты нашего отступления; вот истинная ценность Ляояна, Шахе и Мукдена”.
Алексею Николаевичу не дали осуществить его стратегию изматывания противника (некоторые современные историки, даже назвали Куропаткина “Кутузовым ХХ века”), но стрелочником, главным виновником, был выбран именно он, а истинные виновники: Витте, Безобразов, Алексеев и некоторые другие выведены за скобки, и даже определены как герои.
После войны, Куропаткин попадает в опалу, по сути, отправляется в ссылку в своё поместье. Но это время использует для научной работы.
Когда началась Первая Мировая, Алексей Николаевич делает всё, чтобы попасть в действующую армию. С трудом, ему это удаётся. Но вскоре, в Туркестане вспыхивает восстание из-за непродуманных действий Петербурга, и император решает, что кроме Куропаткина с этим не справится никто. Он назначается Туркестанским генерал-губернатором, и действительно, меньше, чем за год справляется с восстанием, относительно мягкими методами.
Ну, потом наступила революция и для Куропаткина наступил новый этап. В трагический для страны момент, он не примыкает ни к одной из сторон, сохраняя нейтралитет. Совершенно понятно, что Алексею Николаевичу предлагают принять участие в борьбе с большевиками, но он мудро этого избегает. Живя в своём имении Шешурино, Куропаткин занимается мирным трудом – создаёт крестьянский кооператив и сельскохозяйственную школу, помогает больнице и занимается наукой. Удивительно, но бывшего царского сановника советская власть не трогает, более того, по личному приказанию Ленина ему оставляют всё имущество: поместье, дом с огромной библиотекой, землю и даже обслугу. Таинственным взаимоотношениям между вождём мировой революции и Куропаткином, посвящено несколько глав этого увлекательного повествования.
Написанная в живой, увлекательной форме, с привлечением достаточно большого количества архивных материалов, книга будет интересна всем любителям истории нашей страны.
Интересный анонс, только вряд ли где-нибудь в учебниках истории упоминается о роли умнейших людей России, которые помогали строить будущий Узбекистан. Люди, типа Кадырова, обучившихся в Турции, этого не знали и знать не собираются. А вот для тех, кто хочет развиваться позитивно, на фактах, это очень познавательно и интересно.