Геополитические события последних двух дней дали ясно понять, что мир входит в новую реальность. Сейчас трудно сказать, какие трансформационные процессы произойдут в экономике отдельно взятых государств, тем не менее с уверенностью можно сказать, что перемены неизбежны.
Конфликт между Россией и Украиной вошел в острую фазу и перерос в военное столкновение. Инициатором событий последних дней выступила Москва, объявив сперва о признании независимости ДНР и ЛНР, а затем о начале «спецоперации по демилитаризации Украины». Международное сообщество решительно осудило действия российских властей и анонсировало введение нового пакета санкций, направленных на уничтожение экономики.
Пока весь мир замер и следит за событиями в Украине, экспертное сообщество сигнализирует о возможной операции Китая по установлению контроля над территорией Тайваня. Об этом, в числе других, заявил бывший президент США Дональд Трамп, уверенный в том, что КНР могут расценить кризис вокруг Украины как сигнал к действиям:
«Китай будет следующим. Если бы я был президентом, он бы даже не пытался [атаковать Тайвань]», — отметил он.
С мнением экс-президента Америки частично согласен востоковед Кирилл Котков. По его словам, осуществление силового сценария присоединения Тайваня возможно, однако высокие риски как со стороны Китая, так и со стороны США, могут заставить китайские власти отказаться от подобного маневра.
«Попытки Китая вернуть территорию мирным путем на родину успехом не увенчались. В сложившейся ныне ситуации КНР теоретически может осуществить силовую операцию по установлению контроля над Тайванем, но риски очень велики. Риски для Китая в виде международного резонанса и нелояльного населения, и риски для США в случае установления китайского контроля».
В любом случае, Китай заинтересован в том, чтобы получить Тайвань целым и невредимым, без разрушений. А в случае военной операции избежать потери инфраструктуры не удастся, поскольку основная его часть сосредоточена в плотнонаселенной равнинной части острова. Остальную территорию занимают горы. Разрушение инфраструктуры будет иметь отражение во многих экономических отраслях по всему миру.
«Тайвань – это it -гиганты. Это крупнейшие мировые компании Acer, Asus. Это 21% всего мирового производства полупроводников. Конечно, любые изменения в Тайване скажутся на поставке электроники, микрочипов и полупорводников. Это будет весомый удар по экономике. И если это произойдет, то всем странам нужно будет заняться развитием собственного высокотехнологичного производства».
Мировой кризис полупроводников и без того нанес серьезный удар по производителям компьютеров, телефонов, видеоигры и автомобилей. Последние были вынуждены в разы поднимать цены на продукцию и накопили гигантские очереди на получение автомобилей. В случае остановки поставок микрочипов из Тайваня автозаводы столкнуться с новой волной дефицита и будут вынуждены разделить эти издержки с покупателями.
То же самое произойдет на автомобильном рынке Узбекистана. Рост цен в UzAuto Motors, который компания успешно сдерживала на протяжении двух лет, назрел уже давно. Эксперты прогнозировали повышение стоимости в диапазоне от 30 до 40%, однако последние геополитические события могут внести существенные коррективы. Падение рубля в силу тесных торговых связей с Россией ускорит девальвацию узбекского сума. А перспективы китайской военной операции в Тайване усугубят и без того тотальный дефицит полупроводников. В этой связи рост цен может перевалить и за 50%. Нам остается только надеяться на мирное урегулирование текущих и возможных геополитических конфликтов.
Если в горе рак свиснет, тут же ваш автопром и здесь повысять цены на свои вёдра.