15 сентября 2020 года нижняя палата парламента Узбекистана утвердила в первом чтении проект обновленного закона «О свободе совести и религиозных организациях». Изначально закон этот был принят в 1991 году, но не менялся с 1998-го. Новости об этом распространились в СМИ и вызвали множество комментариев различных специалистов, религиоведов, ученых, юристов и правоведов. Конечно, нет никаких сомнений: реформа законодательства в религиозной сфере настоятельно требовалась и была ожидаема. Старый Закон «О свободе Совести» не отвечал современным требованиям и возросшему религиозному сознанию народов Узбекистана.
С недавнего времени новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях» вступил в силу и начал регулировать сферу религиозных отношений. Мы решили поговорить со служителями и представителями различных конфессий, чтобы выяснить, как на практике проходит действие нового закона, какие замечания и предложения есть по религиозному законодательству у служителей различных конфессий.

Вопрос: Как Вы оцениваете новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях», есть ли у Вас какие-нибудь предложения по данному Закону и религиозному Законодательству в целом?
Александр Хегай, заместитель настоятеля Буддийского Храма:
Закон был принят недавно; примечательно, что при обсуждении данного Закона были учтены мнения всех конфессий, с нами также проводились встречи, и мы участвовали в обсуждении принятого Закона. Мы находим данный закон более совершенным, чем бывший ранее. Мы считаемважной частью не только сам Закон, но и его исполнение. То есть на местах исполнение Закона не менее важно. В практической части исполнение Закона имеет важное значение. К нам обращаются из Прокуратуры и органов государственной власти и просят сообщать о всех случаях воспрепятствования нашей законной деятельности.
Нашим предложением является четкое исполнение Закона на местах и постоянный мониторинг действующего религиозного законодательства. Закон принят недавно, поэтому мы считаем, что делать предложения преждевременно, так как закон еще не успел показать себя в полной мере.


Вопрос: Как Вы оцениваете новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях», есть ли у Вас какие-нибудь предложения по данному Закону и религиозному Законодательству в целом?
Протоиерей Сергий Стоценко, Русская православная церковь:
Этот Закон совсем недавно вступил в силу, но есть механизм реализации закона. Прошлый закон потерял актуальность, в нем не учитывалась информационная политика. Новый закон более современен, в нем есть такие понятия, как информационные технологии. Новый закон — это реакция на вызов времени. Мы участвовали в обсуждении нового закона. Нам важно увидеть, как закон будет работать и реализовываться на практике. Новый закон дает нам достаточные свободы для успешного служения. В новом законе запрещена миссионерская деятельность. Нередко экстремисты используют миссионерские методы; мы считаем запрет миссионерства оправданным и должны поддержать государство. Православной Церкви важно более не приобретать паству, а удерживать и воспитывать ту паству, которая есть. Возможно, в будущем некоторые моменты, касающиеся миссионерства, будут пересмотрены.


Вопрос: Как Вы оцениваете новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях», есть ли у Вас какие-нибудь предложения по данному Закону и религиозному Законодательству в целом?
Епископ Католической церкви в Узбекистане Ежи Мацулевич:
В предшествующие принятию Закона два года велись консультации с органами государственной власти относительно наших предложений в религиозном законодательстве. Мы старались внести новые предложения, чтобы дать возможность для развития небольшим общинам. Нас услышали, уменьшилось количество граждан, необходимых для регистрации религиозной организации, также упростилась работа по составлению отчетов в Комитет по делам религий о нашей деятельности. Новый закон многое поменял в лучшую сторону. Когда я приехал, то конечно немного удивился, почему здесь не так, как в Европе. Но пожив здесь, начал понимать специфику региона. Например, здесь близко Афганистан. Есть угрозы фундаментализма и терроризма. Имеющиеся ограничения затрагивают угрозы фундаментализма и терроризма, и мы принимаем их разумно. Предложений у нас пока нет, нас удовлетворяет новый закон.
Талибов Уткур Абдусаламович, заместитель имама мечети Ходжи Ахрор Валий, расположенной на «Чорсу».
Вопрос: Как Вы оцениваете новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях», есть ли у Вас какие-нибудь предложения по данному Закону и религиозному Законодательству в целом?
Талибов Уткур Абдусаламович, заместитель имама мечети Ходжи Ахрор Валий, расположенной на «Чорсу»:
Мы расцениваем новый закон с положительной точки зрения, считаем, что он поработан и принят с учетом местных особенностей. В его разработке принимали участие ученые люди, специалисты и на них возложена большая ответственность за нашу страну. Закон учитывает возросшую роль религиозного сознания, особенно молодежи; мы видим, что верующих становится все больше и больше, и конечно пандемия повлияла на этот процесс. Мы полагаем, что совершенствование религиозного законодательства также в будущем будет иметь место вместе с ростом религиозного сознания граждан. Мы полагаем, что количество верующих будет расти и закон в свою очередь в будущем будет учитывать этот фактор. Закон принят недавно, и мы надеемся, что он еще проявит себя в положительном смысле в последующей реализации на практике.


За комментариями по поводу нового религиозного законодательства и предложениями по его улучшению мы обратились к доктору Исторических наук, Академику Академии «Турон» и Академии имени Лейбница Германия Х.Н. Бабабекову.
Мнение специалиста, Академика Академии «Турон»и Академии имени Лейбница Германия, доктора исторических наук, Бабабекова Х.Н.
В Узбекистане очень четко написаны права верующих в Конституции, и я лично полностью поддерживаю эти права. Если взглянуть на религию с точки зрения Истории, будет интересен один факт. После завоевания Царской Россией Средней Азии здесь началось строительство Церквей. Например, в Коканде при строительстве Церкви поэт Фуркат пожертвовал сумму денег. Это проявление толерантности: Фуркат был мусульманином, но пожертвовал деньги на строительство Церкви. Религия сама по себе не учит плохому и Фуркат это понимал. То есть толерантность имеет глубокие корни в истории нашего народа.
В период Советской власти атеизм отрицательно повлиял на религию. После обретения Независимости началось возрождение религиозного сознания и Ислама в целом. В очень высока роль Первого Президента Каримова. К сожалению, некоторые граждане не поняли мирную сущность Ислама и поэтому здесь появился и терроризм, и религиозный экстремизм.
Сейчас, к сожалению, некоторая часть молодежи также от незнания своей религии тяготеет к религиозному экстремизму.
Поэтому нам необходимо религиозное просвещение молодежи, это важная задача на государственном уровне. До завоевания Средней Азии Царизмом было написано множество религиозных книг. У меня в коллекции половина рукописей на религиозные темы. Многие уже переведены на узбекский язык; это наше наследие. К сожалению, наша молодежь не знает староузбекский язык, не знает и арабский язык. Молодежь пытается учить Коран. Но не зная языка, они не понимают смысла заученного, и это превращается в зубрежку. До завоевания Средней Азии ученые владели арабскими персидским языками. Я например, свободно владею и русским языком, и узбекским, так было и ранее. Таким образом, религиозное просвещение молодежи- важнейшая современная задача.
Ринат САГИТОВ