На протяжении тысячелетней истории нашего народа, в Узбекистане всегда ценились руководители и лидеры, придерживавшиеся справедливости и верховенства закона. Наш великий предок Амир Тимур недаром своим девизом провозгласил «Сила – в справедливости», чем заслужил уважение и любовь всего народа. Вместе с тем, история знает немало страниц, когда справедливость и приоритет закона уступали свое место политической конъюнктуре и весомости коррупциогенного фактора в коридорах власти. К сожалению, и сегодня на страницах СМИ и сайтах сети Интернет можно ежедневно сталкиваться со случаями несправедливости и беззакония.
В этой связи, Глава нашего государства одним из важнейших акцентов Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы определяет именно эту задачу. Особое внимание заслуживает тот факт, что впервые признается на уровне программного документа принципы справедливости и верховенства закона – это основополагающее и необходимое условие развития Нового Узбекистана.
Стратегия развития представляет собой логическое продолжение провозглашенных ранее в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017 – 2021 годах, мер по обеспечению верховенства закона и дальнейшему реформированию судебно-правовой системы. Итак, какие же цели преследует реализация принципов справедливости и верховенства закона? В целом, предусмотрены семь целей – индикаторов, при этом следует подчеркнуть особый акцент государства на продолжение курса сильной социальной политики и всемерную либерализацию экономики и бизнеса.
В частности, практически все индикаторы пронизывает идея обеспечения государством всемерной защиты и охраны прав человека, в первую очередь, имущественных прав. По сути, тем самым подчеркивается, что реальное воплощение принципов справедливости и верховенства закона – это и есть основополагающее и необходимое условие развития Нового Узбекистана. Кроме того, важнейшим индикатором, сигнализирующим о недопущении в дальнейшем вольностей и злоупотреблений, можно указать определение приоритета частной собственности в качестве основного принципа, в том числе внедрение системы защиты прав лица, которое приобрело недвижимость, опираясь на официальную информацию государственного органа.
Полагаем, что интересам населения, в первую очередь, могут послужить следующие меры:
во-первых, кардинальное повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию посредством поэтапной цифровизации судебной системы, устранения бюрократических барьеров и преград.
Несомненно, эта мера позволит повысить невысокий на сегодняшний день уровень оценки правосудия и верховенства закона в глазах международных экспертов. Так, по индикатору Верховенства закона в 2021 году – Узбекистан занимает лишь 85 место из 139 стран, что во многом связано с проблемой доступа к правосудию и сохранением среди представителей зарубежных инвестиционных кругов определенного недоверия к судебной системе.
Также в Стратегии планируется поэтапное внедрение международных стандартов в деятельность органов принудительного исполнения и передача отдельных функций (кроме судебных актов) частному сектору, снижение нагрузки на государственных исполнителей (действуют в структуре БПИ при Генеральной прокуратуре). К слову, руководством страны еще в 2020 году на видеоселекторном совещании выразило недовольство работой этого ведомства, отмечая, что за 10 месяцев 2020 года из 4 миллионов исполнительных документов — 1,2 миллиона на сумму 17 трлн сумов оставались неисполненными.
Помимо, этого в качестве позитивных для населения и бизнес-среды мер можно отметить, расширение масштаба оказания бесплатной юридической помощи, обеспечение беспрепятственного использования услуг нотариата и органов записи актов гражданского состояния, в том числе дистанционно и на основе принципа «единое окно», а также запуск платформы «Legal Tech», предоставляющей возможность подготовки правовых документов без участия юриста для предпринимателей и граждан, особенно малообеспеченных слоев населения.
В качестве подтверждения значимости для населения расширения темпов цифровизации оказания государственных услуг, можно указать, что если в 2017 году через Центры государственных услуг были поданы 2555 услуг, а через ЕПИГУ – 2983 услуг, то на сегодняшний день количество заявок составило 6,8 и 7,1 миллионов соответственно. Ежедневно граждане получают в среднем 57 000 услуг.
Кроме того, цифровизация оказания государственных услуг оказала влияние на улучшение ведение бизнеса в стране. Если в 2017 году в глобальном рейтинге «Doing Business» Республика Узбекистан с показателем 63,03 занимал 87-место среди 190 стран, то по итогам 2020 года с показателем 69,9 страна заняла 69-место. При этом по итогам 2020 года в части регистрации бизнеса Узбекистан занимал 8-место, опережая многие развитие страны Европы и Америки (по некоторым причинам в 2021 году Всемирный банк упразднил рейтинг «Doing Business»).
В рамках Стратегии развития принята Государственная программа по ее реализации в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли», в частности, в 2022 году планируется:
внедрение порядка оказания бесплатной юридической помощи за счет государства гражданам, нуждающимся в социальной защите, наряду с уголовными делами также по гражданским и административным делам;
налаживание ведения единого электронного онлайн-реестра учета лиц, свобода передвижения которых ограничена;
внедрение системы предоставления «пакета первичной социально-материальной помощи» с целью практического содействия в обретении гражданами, отбывшими наказание, достойного места в обществе.
внедрение практики предоставления единовременной материальной помощи гражданам, отбывшим наказание и представившим свой конкретный проект по развитию предпринимательства, архитектуры, ремесленничества, а также готовым начать самостоятельную деятельность.
В заключение, можно отметить, что реализация Стратегии развития Нового Узбекистана, без сомнения, даст нашей стране мощный толчок для выхода на новую орбиту и вхождения в круг стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения.
Доктор юридических наук, профессор, Абдулазиз Расулев
Сотрудник Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Шухрат Мирзаев
Красиво изложено, кто же против? А на деле? Наплевав на мораторий рубят деревья, незаконно продается хокимами земля и т.д. И что?! Издается документ для обязательного владения школьниками национальными музыкальными инструментами-это нормально?! Это что, стратегия государства где верховенство справедливости должно быть приоритетом? Гладко на бумаге, но вмешалися овраги.