Министерство юстиции намерено внедрить в Узбекистане правовые механизмы для борьбы с неприятными запахами, распространяемыми промышленными предприятиями.
Причиной этого стало растущее число жалоб граждан. Люди всё чаще пишут о выбросах в населенных пунктах отходов промышленных предприятий, являющихся источниками неприятных запахов.
На 1 января 2021 года в Узбекистане имелось 124 489 предприятий и организаций в сфере промышленности и строительства (из них 83 539 — промышленные предприятия). Если учитывать тот факт, что основная их деятельность связана с производством или переработкой, соответственно возрастает объем различных вредных отходов с едким запахом, выбрасываемых в атмосферу, пишет Минюст.
В ведомстве отметили, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в Узбекистане остается высоким и на международном уровне.
По сведениям международной организации AirVisual, занимающейся мониторингом качества воздуха, в 2018 году Узбекистан занял 16-е место (34.3 µg/m³) в рейтинге государств с самым загрязненным воздухом. За последующие два года этот показатель улучшился лишь на 2 позиции (18-е место, 29,9 µg/m³).
Всего в рейтинге за 2018 год указаны 73 страны. Государствами с наиболее загрязненным воздухом признаны Бангладеш, Пакистан и Индия. Чище всего воздух в Австралии, Финляндии и Исландии.
По оценкам составителей рейтинга, ежегодно из-за загрязнения воздуха умирает около 7 миллионов человек, а мировой экономике наносится ущерб в размере 225 млрд долларов.
Как утверждают специалисты, неприятные запахи раздражают глаза, нос и горло, а также вызывают головные боли, тошноту, диарею, осиплость голоса, боль в горле, кашель, стеснение в груди, заложенность носа, одышку, стресс, сонливость.
В настоящее время в Узбекистане качество атмосферного воздуха регулируется законом «Об охране атмосферного воздуха», который устанавливает общие правила и не затрагивает проблему неприятных запахов.
Действуют также санитарные правила и нормы «Об охране атмосферного воздуха в жилых помещениях», определяющие санитарно-защитные зоны для снижения вредного воздействия предприятий, загрязняющих воздух. Но этот документ также не отражает вопросы неприятных запахов.
Как считают в Минюсте, наряду с загрязняющими окружающую среду отходами, имеется необходимость в правовом урегулировании допустимого максимального уровня воздействия запаха.
Подобные нормы уже действуют за рубежом, где предусмотрены соответствующие правовые механизмы. В Японии в 1972 году был принят закон «О борьбе с неприятными запахами», во Франции существуют стандарты AFNOR X-43-101, а в Нидерландах – стандарты NVN 2820. В Германии действует техническая инструкция по контролю за качеством воздуха, а в США борьба с запахами регулируется на уровне законодательства отдельных штатов.
Негативное влияние неприятных запахов на окружающую среду, здоровье человека, а также расширение городов, рост населения и промышленных предприятий обусловливают необходимость создания эффективных правовых механизмов против неприятных запахов в нашей стране, уверен Минюст. Это позволит обеспечить права граждан на атмосферный воздух, безвредный для их жизни и здоровья.
Результаты анализа и разработанные предложения уже внесены в ответственные ведомства для внедрения на практике.
Анна НИМ.
Давно пора закрывать такие предприятия и привлекать к ответственности владельцев и руководящий состав, которые экономят на локальных очистных сооружениях и воздушных фильтрах, увеличивая свою прибыль за счет людей и окружающей среды. Надоело уже дышать этой вонью. Пример — Бектемирский район, где жителей уже давно и периодически травят местные работающие предприятия — вонючки