Официальная статистика зафиксировала, что автопром Узбекистана в 2021 году сработал со знаком минус по многим позициям.
Из обнародованных данных видно, что в прошлом году предприятия автомобильной промышленности произвели 236667 легковых автомобилей (- 43413 авто по сравнению с 2020 годом. . Выпуск грузовых автомобилей сократился на 185 штук – до 3979,а автомобильных двигателей – на 62 тысяч – до 160,4 тыс.
Ранее пресс-служба АО «Узавтосаноат» пояснила, что с приходом пандемии в мире стоимость морских перевозок выросла в семь раз по сравнению с началом 2020 года, а срок доставки — в четыре-шесть раз.
Возникшая ситуация значительно усугубила проблемы Узбекистана, связанные с отсутствием собственного выхода к морю. Рост цен на перевозку и увеличение сроков доставки товаров и сырья отразился практически на всех отраслях страны, но больше всего на потребителе сказалась проблема поставки в автомобильной промышленности.
Как сообщалось в информации,, если в 2019 году срок ожидания контейнерной поставки автомобильных комплектующих колебался в диапазоне 30−40 дней, то на сегодня перегруженность морских портов в Южной Корее, Китае и России довела его до шести месяцев, при этом — с полным отсутствием предсказуемости и каких-либо элементов прогнозирования. Иными словами, те же дефицитные полупроводники стали еще и запаздывать на неопределенное время. Более того, это отразилось и на тарифах. Если в 2020 году средняя стоимость перевозки одного контейнера из Южной Кореи в Узбекистан равнялась 4500 долларов, то сегодня она возросла до 14 тысячи долларов.
Первые признаки дестабилизации логистических связей проявились еще во второй половине 2020 года, когда мировая экономика начала выходить из острой фазы кризиса, вызванного пандемией. Эксперты называют первопричиной грядущих потрясений взлет потребительского спроса в США в условиях беспрецедентной финансовой поддержки населения и бизнеса со стороны государства.
Высокая стоимость морских грузоперевозок переориентировала часть транспортных потоков из Китая в Европу на российскую транспортную инфраструктуру. Как следствие, в России выгодные транзитные перевозки задвинули на второй план обслуживание других стран (в том числе и Узбекистана), что вызвало проблемы с поставками сырья и товаров через порт Дальнего Востока.
В.Новиков
Бедный наш автопром