Сотрудники Центра «Стратегия развития» Жамшид Шарипов и Авазбек Халбеков поделились с журналом «Экономическое обозрение» мнением относительно того, что является сдерживающим фактором внедрения инноваций в нашей стране, и каковыми могли бы быть пути выхода из сложившейся ситуации.
Инновации – это нововведения в производстве или реализации, которые улучшают качество продукции, а процессы делают более эффективными. Какие факторы оказывают сдерживающее влияние на развитие науки и инноваций в нашей стране?
Первым таким фактором можно назвать существенную недостачу исследователей – работников, которые занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками в Узбекистане.
Их и мало – всего 980 человек на каждый миллион населения республики (в Южной Корее их почти в 10 раз больше). И численность исследователей в последнее время стала сокращаться. Так за период с 2017 по 2020 год их стало меньше на 6,5 тысяч человек или на 18%.
Причина сокращения численности исследователей – низкая заработная плата в их сфере деятельности. Средняя зарплата исследователя и разработчика инноваций составляет всего лишь 3,074 миллиона сумов на 2020 год, что существенно ниже заработной платы их коллег в США, Китае, даже Индии. Даже в России, где уровень оплаты труда подобных специалистов считается очень низким, зарплата выше более чем в 3 раза.
В разрезе регионов ситуация еще более печальная. Исследователи и разработчики инноваций в Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ферганской областях получали в 2020 году 1,2-1,3 миллиона сумов.
Вторым сдерживающим фактором являются источники финансирования нашей науки. На сегодняшний день основным источником остается государственный бюджет страны. При этом количество средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в Узбекистане составляет 0,14% от ВВП страны.
Негосударственный сектор практически не привлекается для реализации научных исследований и инноваций.
Третьим фактором сдерживания инноваций, считают авторы, является низкий уровень взаимодействия между предприятиями и НИИ, вузами и др. организациями.
Подавляющее число реализованных инноваций технологического, маркетингового и организационного характера делается своими силами предприятия или организации. Ничтожная доля в 0,02% – в сотрудничестве с НИИ, ВОУ или другими организациями.
Предприятия также жалуются на дороговизну внедрения инноваций – у пятой части опрошенных Госкомстатом в 2020 году респондентов не хватало денег на внедрение инноваций, еще для 14,2% они представляются чересчур дорогими.
В стране отсутствуют налоговые и пошлинные льготы для предприятий, внедряющих инновации.
Четвертая проблема связана со стартапами. Только 20% стартапов доходя до готового продукта. Основные проблемы, ставшие причиной столь малого процента реализации, следующие:
- нет целевых программ развития стартапов и акселераторов их развития;
- не уделяется достаточное внимание сотрудничеству с зарубежными специалистами и инвесторами, интеграции с иностранными рынками;
- не повышается в должной мере имидж талантливого разработчика стартапа.
Исходя из обрисованных выше проблем можно представить себе пути преодоления сложившейся ситуации. Но специалисты идут дальше, и предлагают создать Национальную инновационную систему (НИС), которая будет представлять собой сотрудничество государства, частных и общественных организаций в деле создания, хранения и распространения новых знаний, а также их преобразования в процессы, товары и услуги.
Другие рекомендации – в оригинальной статье.
У меня три советских диплома, последний, московский патентрведа, плюс практическая инновационная деятельность в непростых условиях становления страны. Мои институты инноватики были разгромлены недоумием. Теперь я фрилансер, сидя в Бухаре работаю за границей. У государства нет кому понимать суть моей деятельности самозанятого и у меня, к нему, тоже нет интересов.
Коррупция и кумовство.