back to top
3.5 C
Узбекистан
Вторник, 21 января, 2025

Лекция «Усто Мумин и суфизм: pro et contra» в Центре современного искусства

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,210ПодписчикиПодписаться

Известный искусствовед Борис Чухович 30 октября выступил в ташкентском Центре современного искусства с лекцией «Усто Мумин и суфизм: pro et contra».
Лекция словно приоткрыла дверь в исследовательскую лабораторию учёного, который уже завершил, но ещё не издал 600-страничный труд об Усто Мумине. Он представил вниманию публики тему, освещенную всего лишь на 20 страницах его труда.
Спокойно, без аффектации и желания развлечь, учёный говорил о художнике, чьё творчество притягивает ценителей живописи магией его картин и загадками биографии.

Лекция была рассчитана на подготовленную аудиторию, она предполагала осознанное сомыслие в понимании темы и знакомство, если не с суфийскими источниками, то хотя бы с картинами Усто Мумина, книгами и статьями о художнике, изданными Р. Еремян, М. Бабаназаровой, Э. Шафранской.

В своих рассуждениях, подкреплённых для наглядности слайдами, Б. Чухович сопоставлял, к примеру, жизненные принципы А. Николаева, которого неоправданно окрестили «русским дервишем», с воззрениями Платона, О. Уайльда, П.Флоренского.

Лекция показала путь исследователя, который оперировал исключительно документами и фактами, избегая предположений, эмоциональных оценок и фантазий. И путь этот увлекал стройностью логических построений, развенчивающих распространенные мифы о художнике, воспитанном в русской дворянской семье и на европейской культуре. Возможно, именно впитанные им с юности философские воззрения на любовь и дружбу мог он искать на Востоке и в философии суфизма.

В интерпретациях творчества Усто Мумина, как отметил Б. Чухович, суфийская тема получила особенно значимую роль. И в своём первоначальном тексте в 2003 году он как исследователь развил эту тему, предположив, что, с одной стороны, Усто Мумин мог опираться на суфийские пласты, с другой — на русский модерн, русский Серебряный век с его бунтом против Бога.
Борис Чухович изложил в лекции свою гипотезу, почему он выбирает версию модерна и антирелигиозного бунта как мотива в интерпретации творчества А. Николаева (Усто Мумина).

Ещё в 70-е годы прошлого века, вспоминает Б. Чухович, в Нукусе прозвучало первое упоминание о суфийских корнях живописи А. Николаева. И голос последователей этой версии окреп после 90-х, когда «прежние идеологические рамки уже не работали, а набирающая силу религиозность требовала какого-то нового подхода к объяснению биографии и самих работ Усто Мумина. Все бы хорошо, но они начали обретать характер фантазийный, ничем не доказанный — характер общего мнения, которое даже не нуждается в подтверждении «, — сдержанно удивляется Б. Чухович.

Затронута в лекции и тема эротизма в работах художника, которая воспринималась в 20-е годы терпимо, а в 30-40-е вызвала бурную критику и определялась «гнилой, порочной». В 90-х пришли суфийские объяснения сюжетов, символов, деталей картин Усто Мумина, трактующие эротику как трансцендентное, божественное начало. Но, как справедливо заметил лектор, документального подтверждения о принадлежности А. Николаева к какому-то суфийскому братству не было, «критики упражнялись в собственных вольных фантазиях, объясняя так или иначе суть работ Мумина».
Б. Чухович привёл немало примеров, подтверждающих его тезисы, в особенности, в истолковании работы Усто Мумина «Дружба, любовь, вечность (Старая Бухара)», созданной в 1928 году.

Можно было бы последовательно изложить всё содержание лекции, но не будем брать на себя труд замены живой лекции на её пересказ для более широкой публики. Послушать известного искусствоведа довелось немногим. От силы 30-40 человек вмещало тесное помещение кинозала в Центре современного искусства. В прошлом это было, скорее всего, помещение для мастеров (Центр расположен в старинном здании, возведённом в 1912 году В. Гейнцельманом — до революции в нём размещалась дизельная электростанция).

Композиционно продуманная, логически выстроенная лекция могла бы послужить хорошим мастер-классом для искусствоведов и авторов. Очень хотелось бы её повторить или равить иную тему, собрав публику в более просторном помещении — конференц-зале ГМИ или в Академии Художеств Узбекистана. Безусловно, если у лектора будет время и желание поделиться со слушателями своими новыми изысканиями о творчестве Усто Мумина.

Тамара Санаева
Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саида Мирзиёева приняла участие в «Школы женщин-лидеров», созданной по указу президента

На открытии четвёртого сезона «Школы женщин-лидеров» Саида Мирзиёева отметила, что программа продолжает свою миссию по поддержке молодых и амбициозных...

Больше похожих статей