back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Триумф Государственного симфонического оркестра Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Афиша открытия концертного сезона этого коллектива в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана привлекла внимание не только исполнением Симфонии №2 (ми минор, соч.27) С.В.Рахманинова, давно признанной безусловным мировым шедевром. Бесспорно, захотелось послушать и оркестр, который в этот вечер впервые стартовал в новом статусе – Государственного симфонического оркестра Узбекистана, полученный более года назад, однако в непростую пору пандемии, вынужденный, как и все музыканты, выступать онлайн. Не секрет, ковид уже второй год диктует обществу свои суровые законы. Тем не менее, в этот вечер Госоркестр Узбекистана подарил землякам и гостям столицы первый живой концерт с соблюдением всех мер санитарных предосторожностей. Предвидя ваши возражения, поясню, дорогие читатели, вы правы – этот коллектив в течение шести лет успешно выступал в статусе Молодёжного симфонического оркестра, но из «нежного» возраста, согласитесь, он уже вырос, и его переход в новый ранг вполне закономерен.

За прошедшие годы он дал немало незабываемых концертов, и среди значительных его событий напомню исполнение Пятой симфонии Г.Малера, незабываемой программы «Симфония в танце», в которой господствовала стихия танца, отражённая в симфонической музыке А.Дворжака, А.Маркеса, С.Рахманинова и многие другие. Своему успеху коллектив, безусловно, обязан его основателю, художественному руководителю, главному дирижёру, заслуженному артисту республики Камолиддину Уринбаеву, чей многогранный талант уже давно признан далеко за пределами Узбекистана. Его концерты всегда эмоциональны. Ему присуще обострённое сознание ответственности за всё, что он делает в искусстве и в жизни, включая удивительную способность к самоорганизации и самоотдачи. Сколько энтузиазма и азарта излучает этот музыкант, всегда и во всём оставаясь самим собой! Наблюдая за ним в течение многих лет, отмечу, успех его по-настоящему мало волнует, потому что у этого музыканта совсем другие цели и задачи в том, что он делает. Причём, делает, как правило, с благородством и достоинством.

Впрочем, вернусь к прошедшему концерту. В этот чудесный вечер зал, был полон как никогда, а в кассе не осталось ни одного билета. И слушатели не обманулись в своих ожиданиях. Концерт был замечательным! Приятно было увидеть в зале знакомые лица, среди которых было невероятно много молодёжи. Оркестр дал всем возможность услышать красивую музыку Рахманинова, оценить его блестящую инструментовку и талант композитора-симфониста.

Как известно, Вторую симфонию С.В.Рахманинова, которую он посвятил своему учителю С.И.Танееву, сегодня называют величайшим достижением в мировой классической музыке. После провала Первой симфонии, который во многом был из-за вины Глазунова, дирижировавшим произведением тогда ещё молодого музыканта, Сергей Васильевич потерял в себе композиторскую уверенность, в первую очередь как симфониста, но после долгих пересмотров своей работы закончил написание симфонии. Композиторский триумф на премьере Второй симфонии вернул Рахманинову веру в собственные способности. Кто-то из критиков сравнивал её с «Патетической» П.И.Чайковского, называя Сергея Рахманинова преемником великого мастера.

Единственным крупным недостатком симфонии считали её длину, и с самого начала возникла традиция делать в ней сокращения. Говорят, существовал список купюр, санкционированных самим Рахманиновым, но по факту дирижёры сокращали её на свой вкус: кто-то, как хирург, вырезал небольшие фрагменты, кто-то выбрасывал большие куски, сокращая симфонию до 35 минут! Увы, сокращения не добавляли ей стройности, а только лишь уродовали её по-своему совершенную форму. Лишь спустя годы после смерти Рахманинова вошло в традицию исполнение полной партитуры. В России одним из первых это сделал Евгений Светланов.

И маэстро Уринбаев сыграл весь материал Второй симфонии со всеми повторениями. В таком виде она длилась ровно час, оставив неизгладимое впечатление. Это было уникальное выступление оркестра, мастерски выстроенное дирижёром, где солировали все группы оркестра. Симфония захватила с первых же тактов и слушалась на одном дыхании. Здесь не было ни одного лишнего акцента, ничего показного – дирижёр удивительно тонко чувствовал поэтику её музыкальной партитуры, и оркестр под его руками буквально дышал, откликаясь на каждый жест, чутко реагируя на созвучную авторскому замыслу интерпретацию Уринбаева.

Так, музыкальное повествование первой части симфонии развёртывалось неторопливо: её открыло медленное вступление, тема которого лежит в основе всего произведения. Она звучала у виолончелей и контрабасов довольно сдержанно, в стиле древнерусских напевов, вызывая ассоциации с темами рока последних симфоний Чайковского. Этой теме проникновенно отвечали широкой, бесконечно распеваемой мелодией скрипки.

Несмотря на то, что симфония не имеет заявленной программы, воображение слушателей рисовало созвучные музыке картины русской природы. Яркий пример – вторая часть, в которой музыканты мастерски передавали зимний пейзаж с бесконечной снежной равниной с несущейся вдали тройкой, звоном колокольчиков под дугой. В основе музыки – пульсирующее движение, на фоне которого звучала то угловатая тема скрипок, то незатейливый наигрыш гобоя. Оркестр радовал своей слаженностью, сбалансированностью звука, его плотностью и ровностью, чуткостью к дирижерскому жесту.

Особо стоит отметить третью часть симфонии с мотивами щемящей ностальгии и прощания – это, воистину, одно из самых красивых Адажио русской романтической музыки. «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки…» – пишет о ней Борис Асафьев. Мечтательная мелодия скрипок, звучала, как одна скрипка, которая побеждает неспокойный характер первой части, побочная партия которой вступает в конфликт с основной темой Адажио. В трактовке этой части Рахманинов Камолиддина Уринбаева полон нежной прозрачности, вуальной лёгкости звука, страстной эмоциональности.

И, наконец, финал — итог развития симфонии. Яркий и ликующий, в стремительном движении, он тематически связан со всеми предшествующими частями. Здесь много было нюансов, градаций, контрастности. Маэстро Уринбаев со свойственной ему исступленной музыкальной энергией и страстью добраться до «подлинного», самого глубокого слоя музыки буквально раскачал монолитный романтический рахманиновский «портик», проявив себя неповторимым художником.

В результате, после завершения эмоционального финала, зал, в котором не было ни одного равнодушного лица, разразился овацией, а некоторые тайком утирали выступившие на глаза слёзы. Безусловно, это был триумф Государственного симфонического оркестра Узбекистана и его художественного руководителя и главного дирижёра Камолиддина Уринбаева, в очередной раз, проявившего высочайший профессионализм и немеркнущий талант. Оркестр под его управлением звучал блестяще, показав полноту звука и мощь, полётность и прозрачность. Благодаря этому сложнейшая в плане ансамблевого исполнения партитура прозвучала так ясно и естественно, но при этом насыщенно. Слушатели не хотели отпускать музыкантов, вызывая и вызывая маэстро на сцену, поэтому он вынужден был на большом подъёме и столь же великолепно повторить фрагмент финала симфонии, победно завершив открытие концертного сезона своего коллектива. Зал вновь с восторгом рукоплескал музыкантам. И было приятно и радостно наблюдать, как музыка объединяет людей самых разных убеждений, возрастов и национальностей, покидающих Большой зал Государственной консерватории Узбекистана под глубоким впечатлением от чудесной музыки и её прекрасного исполнения.


Огромное спасибо всем, кто приложил руку к созданию этого замечательного концерта: от музыкантов, работников сцены, звукорежиссёров до администрации. Он был долгожданным для тех, кто следит все эти годы за творчеством маэстро Уринбаева и его музыкантов, стремящихся сделать наш мир лучше, поднять людям настроение и подарить им маленькую капельку доброты и умиротворения!

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей