back to top
7.3 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Анна Александрова: волшебный мир её музыки

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

«Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» – часто говорил гений русской музыки Пётр Ильич Чайковский.  И действительно, детская тема проходит через всё его творчество. Он был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей, как и героиня сегодняшнего очерка Анна Александрова, в опусах которой поместилась целая детская страна, большой мир ребёнка, рассказанный в звуках.

Что мы знаем о ней, профессиональном композиторе, живущим и творящим сегодня? Почти ничего. А ведь она живёт и сочиняет в настоящее время. В её музыке раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. Дети с удовольствием играют её пьесы и поют её песни. А ведь это самые требовательные исполнители, и об этом говорят все профессионалы. Нельзя быть неискренним, нельзя повторяться – нужно постоянно искать что-то новое, увлекать, поражать воображение ребенка, занимать его. Это поистине титанический труд. Но моей героине удивительным образом удаётся достучаться до сердец детей посредством волшебного мира своей музыки, наполненной живыми образами и живыми интонациями.

Анна Александрова родилась 17 октября 1978 года в городе Гулистане. Никто из её родных не имел музыкального образования: дедушка, Андрей Порфирьевич, – военный фельдшер, бабушка, Нина Павловна, – домохозяйка, мама, Наталья Андреевна и тётя, Татьяна Андреевна – педагоги русского языка и литературы. Однако музыка всегда была неотъемлемой частью их семейного досуга. Так, дедушка прекрасно играл на баяне, гармошке, балалайке, гитаре и отлично танцевал чечётку (стэп), бабушка в юности занималась у великой Тамары Ханум, а мама в детстве обучалась игре на фортепиано, но после смерти отца (дедушки Анны), вынуждена была оставить музыкальную школу. Будучи талантливым человеком (Наталья Андреевна прекрасно рисовала, писала стихи), она без труда поступила в Ташкентский педагогический институт. Впоследствии ей выпал счастливый бонус в виде перевода в Ленинградский педагогический институт, которым она по семейным обстоятельствам не смогла воспользоваться.

Поэтому, видя, как её маленькая Аня могла часами слушать классическую музыку, а потом её напевать, она приложила все усилия, чтобы дочь поступила в музыкальную школу. Девочка начала увлечённо заниматься игрой на фортепиано, часами проводя за ним всё своё свободное время. Вскоре она уже легко читала с листа и успешно исполняла такие произведения, как «К Элизе» и «Лунная соната» Л.Бетховена, а также сонатины В.А.Моцарта и другие произведения. Тогда же талантливая девочка из Гулистана написала своё первое музыкальное сочинение – «Ручеёк» для фортепиано.

Позже, когда в филиале детской музыкальной школы открыли класс аккордеона и баяна, она параллельно увлеклась игрой и на аккордеоне, занимаясь у Оксаны Ивановны Барак, и в 1994 году с отличием завершает учёбу по двум специальностям – фортепиано и аккордеон.

В этом же году Александрова поступила в Гулистанское музыкальное училище искусств (ныне Гулистанская специализированная школа искусств)  на отдел народных инструментов в класс аккордеона замечательного музыканта, виртуозного исполнителя, блестящего композитора Рефата Ибадлаевича Ибадлаева, написавшего серию обработок народных песен, концертных пьес для баяна. После его отъезда в Москву юная ученица занимается по специальности у Наиля Шариповича Баходырова, а также под его руководством изучает инструментовку и дирижирование. Анна успешно совмещала учёбу с активной деятельностью в своей общеобразовательной школе, где преподавала её мама. Наталья Андреевна, объединив со своими коллегами школьников из русских классов (с первый по одиннадцатый), проводила с ними концерты и ставила спектакли к различным праздникам, а её дочь аккомпанировала им на аккордеоне и писала для них песни. Помимо этого, Анна, не зная азов композиторской техники, продолжала сочинять музыку, написав к окончанию училища три романса, три фортепианные пьесы – «Орзу», «Рассвет», «Рақс» и около 100 детских песен.

Ну, а дальше было успешное поступление в Ташкентскую консерваторию уже на композиторский факультет. Поначалу она занималась в классе композиции у замечательного композитора Мирхалила Махмудова, написав такие произведения, как пьеса «Раздумье» для флейты и фортепиано и детская песня «Солнышко» для солиста и инструментального ансамбля. В тот период, помимо консерватории, Мирхалил Махмудович был занят работой на телевидении, поэтому со второго курса её преподавателем композиции стал известный композитор Тулкун Умарович Курбанов. Кроме ценных знаний по предмету, он передал Анне своё трепетное отношение к музыке и неугасающий интерес ко всем новым музыкальным веяниям. В классе профессора Курбанова слушалось много музыки мастеров прошлого и современной академической музыки. Он всегда настаивал на том, чтобы его ученики постоянно расширяли свой музыкальный кругозор, знакомясь с большим количеством различных музыкальных произведений.

Тулкун Умарович показывал Анне новые «звуковые пути», изучал с ней технику современных зарубежных композиторов, анализировал, как они переосмысливают существующие жанры, учил, как надо отстаивать своё право на музыкальное новаторство. Будучи полифонистом от Бога, он открывал ей и таинства полифонии.

Занималась Анна неистово, посещая занятия и других педагогов, которых сегодня вспоминает с большой благодарностью и теплом, отмечая   их   огромную роль в её профессиональном становлении.

За годы учебы в консерватории Александровой были написаны такие произведения как «Детский альбом» для фортепиано, вариации на две русские народные мелодии для камерного оркестра, квартет для духовых инструментов, струнные квартет и квинтет, две концертные прелюдии для фортепиано, музыка к детским спектаклям и вторая сотня песен для детей. А её дипломной работой стала симфоническая поэма «Русь» и две концертные прелюдии-миниатюры для фортепиано.

После успешного окончания консерватории молодой композитор Александрова вернулась в любимое Гулистанское училище искусств уже в статусе преподавателя, где Анна Николаевна стала вести музыкально-теоретические дисциплины. Но это не всё – она создаёт детский вокально-танцевальный ансамбль «Нихол», для которого стала не только художественным руководителем, но и сценаристом, режиссёром-постановщиком, сценографом, хореографом, костюмером, поэтом, композитором. Дети в её жизни и творчестве всегда занимали важное место. Заботу о духовном развитии юного поколения Анна всегда считала особенно важной, поэтому и сегодня продолжает помогать формирова­нию богатой, разносторонней личности, для которой интересы общества священны. Она хочет, чтобы дети радовались великому искусству, впитывали красоту жизни и росли неутоми­мыми творцами этой жизни и всего прекрас­ного в ней. В 2008 году её коллектив получает официальный статус. На сегодняшний день «Нихол» – лауреат многочисленных фестивалей, республиканских и международных конкурсов.

В 2011 году, неугомонная Анна Николаевна создаёт кружок «Юность», где учит ребят азам композиторской техники, ставит с ними музыкальные спектакли, готовит к участию в различных фестивалях. В результате она воспитала немало талантливых музыкантов, которые сегодня учатся в Государственной консерватории Узбекистана – композиторы София Халилова, Алим Муллаев, Даниил Сергеев, музыковед Эльмаз Мустафаева и другие. А в мае 2013 года Анна Александрова становится членом Союза композиторов и бастакоров Узбекистана.

Будучи от природы очень скромным человеком, Александрова никогда не гоняется за славой и рада той судьбе, которая у неё сложилась. Она не захотела покинуть ни родной Гулистан, ни любимую школу искусств, в которой успешно преподаёт, создав струнный квартет, в составе которого ученицы этого учебного заведения. Она сотрудничает с Русским культурным центром Гулистана и Ташкентской епархией. Многие песенные опусы Александровой, среди которых «Узбекистан», Детство», «Лети, моя песня», поют детские коллективы. Так, песня «Узбекистан» прозвучала в исполнении группы «Калдирғоч» на площади «Мустакиллик» на главном празднике, посвящённом независимости нашей республики. Востребован учащимися музыкальных школ и её «Детский альбом» для фортепиано.

Мелодии этого автора всегда заключают в себе частицу собственного сердечного тепла. Это удивительно добрый, отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь людям. О чём пишет Анна Александрова? О любви к жизни, которую любит во всех её проявлениях и высоко ценит в людях жизнеутверждающее начало.

Последнее десятилетие в творчестве Александровой отмечено по­вышенным интересом к симфоническому и камерно-инструментальному жанру. За этот период она сочинила три симфонии, второй струнный квартет, ряд камерных пьес для струнных и духовых инструментов, детский балет «Весенняя сказка» и пять музыкальных сказок для детей, а также «Детский альбом» для аккордеона, романсы, детские песни и другие.

Каждый композитор мечтает, чтобы его произведения не только исполнялись, но и издавались. Не является исключением и Анна, однако вопрос издательства её опусов пока открыт, в самое ближайшее время станет ясно, будут ли средства для их издания или нет у тех людей, кто хотел это благое дело сделать — как сказал Остап Бендер: «Финансовая пропасть самая глубокая, в неё можно падать всю жизнь». Главное – моя героиня свершает свои дела на земле по велению своего сердца. Она никогда не изменяет себе, своим идеалам ни в жизни, ни в искусстве. В её музыке – музыкальный портрет сегодняшнего времени. Музыка Анны Александровой никогда не теряет молодости, духа, оптимизма. И сегодня она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой, и продолжает будоражить сердца разных поколений слушателей.

Инесса ГУЛЬЗАРОВА, музыковед.

Фото из архива автора.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Знаем, любим и ценим этого прекрасного человека! Как здорово, что такие талантливые люди, имеющий дар Всевышнего, живут и занимаются творчеством в наше время!
    Здоровья, счастья и любви Вам!

  2. Огромное спасибо замечательному Музыковеду, Педагогу, Человеку с большой буквы за такую прекрасную статью обо мне!🙏🙏🙏😘😍🥰❤️ Инесса Сергеевна, вы СУПЕР!!! Я Вас обожаю!!! Моей благодарности и уважения к Вам, нет границ!!! ❤️❤️❤️❤️❤️

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей