Впервые в истории авиации современного Узбекистана ташкентский аэропорт организовал споттинг – авиационную фотографию.
Для начала надо объяснить, что означает понятие споттинг. Людям всегда было интересно, как это сложные аппараты и машины способны летать в воздухе. Многие, наверное, обращали внимание за собой, когда, находясь в зале ожидания аэропорта или удобно устроившись в кресле лайнера, с восхищением наблюдали за взлётом и посадкой самолётов.
Существует такая категория людей, которые могут часами сидеть и просто наблюдать за полётами. Для них это хобби. В те времена, когда не было цифровой техники, некоторые из них записывали в блокнот время взлетов и посадок, бортовые номера и типы воздушных судов. Позже, с развитием технологий, их стали и фотографировать.
Со временем появился отдельный жанр фотоискусства — авиационная фотография. Этот фотожанр так и зовется — авиаспоттинг, а название пошло от английского глагола to spot — «увидеть», «засечь», «опознать».
Авиаспоттеры это люди без ума от самолетов и любят фотографировать. Причем этим занимаются люди абсолютно разной категории независимо от возраста и пола, самолеты снимают и школьники, и пенсионеры.
Снимают не только большие лайнеры в небе, но и малую авиацию, вертолёты, наземную технику, одним словом, всё что связано с авиатехникой и небом.
Авиаспоттинг широко распространён во многих странах мира. По сути для аэропортов и авиакомпаний споттинг — это лучшая реклама. Может быть будет звучать парадоксально, но увлеченные авиацией любители зачастую фотографируют лучше и оригинальнее, чем самый профессиональный фотограф.
Поэтому многие аэропорты и авиакомпании используют практику приглашения споттеров для съёмок по поводу открытия нового рейса, новых самолётов и т.д.
В Ташкенте тоже есть сообщество увлечённых споттеров и они в прежние времена обращались в авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари», а также в международный аэропорт столицы с просьбой о проведении такого рода съёмок, но их запросы оставались без ответа.
С приходом нового руководства к управлению аэропортом политика общения со СМИ кардинально изменилась. Новый руководитель Рано Джураева взяла курс не только на изменение методов работы самого аэропорта, но создание нового имиджа – аэропорт френдли, то есть дружественного.
Именно компания Uzbekistan Airports выступила с инициативой и пригласила сообщество ташкентских споттеров в прошедшую пятницу для съёмок на поле аэропорта.
И в раннее утро 22 октября возле служебного входа появилась группа людей не похожая на обычных пассажиров. Их отличали рюкзаки и экипировка, защищающая от ветра и холода.
После получения специального пропуска и жёлтых жилетов, в сопровождении сотрудника безопасности аэропорта, споттеры направились на поле встречать первый утренний рейс из Турции.
Споттеры народ терпеливый, готовы часами ожидать прилет того или иного борта, чтобы снять с неожиданного ракурса.
Накануне прошёл дождь, но споттерам повезло, на момент съёмок дождя не было и к полудню мрачное небо сменилось на солнечную погоду.
Сообщество ташкентских споттеров считает, что их увлечения безопасны, не наносят никому вреда и наоборот увлекательны, хотя охрана и службы безопасности не разрешают вести съёмки возле аэропорта.
Они предлагают в этом случае соорудить смотровые площадки возле аэропортов, как это делается во многих странах. Также они предлагают проводить споттинг и в других аэропортах республики, но здесь несколько проблематично по причине небольшого количества рейсов.
Аэропорт режимный объект и обычному пассажиру увидеть, что делается на поле, практически невозможно, однако мы предлагаем взглянуть на аэродромную жизнь взглядом споттера.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора