Домой Культура, искусство, мода Дворец Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте будет отреставрирован и в нём разместится музей

Дворец Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте будет отреставрирован и в нём разместится музей

0
Дворец Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте будет отреставрирован и в нём разместится музей

Волевым решением президента Шавката Мирзиёева, в столице приступают к реальному в делах, а не на словах, сохранению исторического и архитектурного наследия Ташкента.  В рамках этого, намечена реставрация Дворца князя Романова, создание музея и формирование постоянной экспозиции.

Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан реализуется проект по реставрации бывшей резиденции князя Романова. Реставрация Дворца осуществляется по инициативе и патронажем главы государства. Финансирование реставрации будет осуществляться за счёт государственных средств.  

(Сразу отметим небольшую неточность. В официальном релизе говорится о резиденции, выделенной выше курсивом. На самом деле, дворец никогда не был и не проектировался как жилое помещение. Изначально он задумывался, как музей. Как член императорской семьи, князь по своему статусу назывался Великим князем Николаем Константиновичем. Фамилию, как правило, в таких случаях не употребляли). 

В соответствие с решением президента, реконструкция Дворца и возвращения первоначального архитектурного облика здания поручена Фонду развития культуры и искусства. Проект осуществляется в партнерстве с Хокимиятом города Ташкента.

На состоявшейся 2 октября по этому поводу пресс-конференции, Заместитель премьер-министра Республики Узбекистан, министр туризма и спорта Азиз Абдухакимов сказал: «Именно история и культура страны являются основой для возрождения ценностей, подъема духовности общества, воспитания патриотизма в молодом поколении.

Масштабные реставрации памятников архитектуры ведутся почти во всех регионах. Получает новый импульс научно-просветительская работа, осуществляется поддержка народного творчества, сохранение культурного наследия нашего народа.

Реставрация здания Дворца Романова один из проектов в том числе. Он поможет усилить внимание молодежи к истории своего города, вовлечет ее к культуре и искусству. Сам князь оставил большой след в русской истории Туркестанского края. Он открывал школы и больницы, на свои деньги прокладывал оросительные каналы, возвел первый кинотеатр. Романов собрал богатую коллекцию мебели, картин и скульптур европейских и русских художников. Всё это он оставил в дар городу.

Дворец дошел до нас практически в неизменном виде. В работу вовлекаются международные профессионалы в области архитектуры и реставрации.

Наша цель – сохранить этот уникальный памятник архитектуры и прилегающую к нему парковую зону, чтобы создать условия для досуга общественности. Посетители смогут познакомиться с этим необычным для среднеазиатской архитектуры местом.

Новый филиал Государственного музея искусств Узбекистана – это еще одна важная точка на туристической карте Ташкента. Мы также осознаём, что главным экспонатом остаётся само здание и мы с глубокой ответственностью подходим к реставрации. Всё, что вы видите вокруг себя, сохранит свой облик, став более технологичным и удобным местом в качестве музея».

История здания Великого князя Николая Константиновича берёт своё начало в 1891 году, когда в актуальном для своего времени стиле «модерн» по проекту архитекторов А. Л. Бенуа и В. С. Гейнцельмана был построен этот дворец.

Изящное двухэтажное здание богато украшено резными решётками, окнами необычной формы, башнями и другими декоративными элементами. Во дворце располагались библиотека, оранжерея и зимний сад. С задней стороны здания был выход в большой сад, разбитый известным ташкентским ботаником и фармацевтом И.И. Краузе.

Залы особняка были обшиты темным дубом, украшены резными карнизами и золотыми росписями. В его внутренней отделке участвовали мастера из числа коренных национальностей, работавшие в традиционной манере резьбы по ганчу.

Один из залов дворца был оформлен в восточном стиле. В этом зале находились картины известных мастеров живописи в стиле ориентализма. Коллекция картин европейской и русской живописи, привезённая князем из Санкт-Петербурга, явилась основой для создания в 1919 году Музея искусств в Ташкенте (позже Государственный музей искусств Узбекистана).

В 1918 году перед своей смертью Великий князь Николай Константинович завещал всю свою коллекцию в дар городу Ташкенту с условием устройства в его дворце музея.

После его смерти в особняке был организован музей искусств. С 1940-х по 1970-е гг. во дворце располагался Республиканский дворец пионеров. В 1980-х в здании располагался музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана. В конце XX в. Дворец был отреставрирован и использовался в качестве Дома приёмов МИД Узбекистана.

Перед началом проектирования, отечественными и зарубежными специалистами и историками проведены архивные исследования первоначальной планировки помещений дворца и их предназначения, а также изучены данные, связанные с ранее проведёнными реставрационными работами.

На основе проведенных исследований и технического обследования несущих конструкций составлена хронология предстоящих работ, при этом оригинальная структура здания будет полностью сохранена. Зданию вернут его первоначальный облик, путем восстановления исторических элементов, таких как парковая скульптура, элементы декора, пандус и пр.

Основным акцентом в проекте станет создание выставочного пространства, отрытого для публики, а также предназначенного для проведения социальных и культурных мероприятий.

Говоря о будущей экспозиции нового музея, стоит отметить, что Дворец сам по себе с его архитектурой и искусно оформленными интерьерами является самостоятельным экспонатом.

Предметы коллекции в будущем музее будут сгруппированы в тематические блоки и выставлены в контексте различных помещений. Предметы воссоздадут историю особняка и будут расположены в комнатах так, как некогда при жизни князя во дворце.

Современные выставочные технологии и интерактивные пространства будут представлены в подвальных помещениях дворца. Около 500 экспонатов из коллекции произведений искусства из фондов Государственного музея искусств Узбекистана войдут в постоянную экспозицию обновленного музея.

Помимо мраморных и бронзовых скульптур, некогда украшавших дворец, в музей будут возвращены более 120 единиц живописи и графики, 75 скульптур, 20 предметов мебели. Залы и комнаты дворца обретут первоначальный облик.

Исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Гаянэ Умерова рассказала, что на сегодняшний день, разработана и утверждена предварительная концепция реконструкции здания и дизайна музея.

Проект реконструкции включит в себя архитектурно-инженерные решения реконструкции и реставрации главного здания и его крыльев в соответствии с их историческим назначением, дизайн прилегающей территории, предполагающий сохранение старых деревьев, высадку дополнительных зеленых насаждений, реставрацию существующих фонтанов, и самое важное, план будущей экспозиции, состоящей из предметов произведений искусства из коллекции князя Романова.

По словам Гаянэ Умеровой, «Этот уникальный проект по воссозданию первоначального облика исторического здания и архитектурного памятника соединится с внедрением передовых выставочных технологий в сфере музейного дела. Новый музей станет ещё одним украшением города Ташкента».

В качестве подрядной организации по реставрации исторического объекта приглашена германская архитектурная мастерская «Брюкнер». Однако, возникает вопрос, насколько немцы смогут проникнуться духом Туркестанского края царской эпохи. И не лучше ли для воссоздания исторического облика привлечь местных и российских историков-реставраторов.

И как справедливо заметил известный ташкентский историк и краевед Борис Голлендер, для воссоздания исторического облика всего комплекса не хватает левого флигеля, пострадавшего и снесенного после землетрясения 1966 года.

Будут ли учтены все детали, покажет время, точные сроки восстановления еще не определены, но как сказал Азиз Абдухакимов, все этапы реставрационных работ буду доводиться до сведения общественности.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь