17 сентября завершил свою работу XVII Евразийский медиа форум в Нур-Султане. Днём раньше прошёл второй день его работы, а начался он с официальной церемонии открытия форума.
Государственный секретарь Республики Казахстан Крымбек Кушербаев обратился к зрителям и участникам с приветственными словами от Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева и Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
С приветственным словом перед зрителями выступила Председатель организационного комитета ЕАМФ Дарига Назарбаева. Она подчеркнула, что вот уже 19 лет Евразийский Медиа Форум остается верен своим традициям: гости и участники сходятся в открытом прямом диалоге при поддержке евразийских СМИ, вектор развития и информационную повестку которым также задает международная коммуникационная площадка.
В этот день прошли четыре масштабные сессии: «30-летие Независимости Казахстана», «Как пандемия изменила мир и определила новые векторы глобального сосуществования», «Много информации – мало правды», «Зеленая стратегия. Еще один последний шанс».
Особый интерес вызвала сессия, посвященная теме: «Много информации – мало правды», где в качестве спикеров выступили известные медийные личности, российская телеведущая Ксения Собчак, турецкий журналист Ахмет Ешилтепе, главный редактор сайта «Информбюро» Анастасия Новикова, генеральный директор «Первого канала Евразия» Сергей Киселев и региональный директор компании «Блумберг медиа групп» Тодд Баер, который подключился к сессии из Лондона.
Спикеры сошлись во мнении, что количество производимого во всем мире контента растет в геометрической прогрессии. Статьи в интернете, новостные сюжеты, посты в соцсетях создаются с целью завладеть вниманием зрителя, однако количество контента, часто не переходящее в качество, стало серьезной проблемой.
Своё мнение выразила Ксения Собчак, которая считает, что Fake News – это новая реальность, в которой оказались абсолютно все.
«В чем ужас этой ситуации? Независимо от того, что через несколько дней какая-то новость признается фейком, получается, как в той поговорке: «ложки нашлись, а осадочек остался». Такая информация вредит репутации просто по факту ее произнесения. Знания, которые в тебя попали, нельзя достать. Эти знания начинают формировать твое сознание, реальность, твое отношение к тем или иным людям. И этого, к сожалению, не изменить. Что с этим делать? И как бороться с fake news? Здесь, наверное, речь идет о том, что каждый журналист стремился к тому, чтобы материалы, которые он выпускает, были качественными. Почему лично я имею оптимизм по поводу fake news? Вспомним те времена, когда появились первые автомобили. Тогда люди ездили на лошадях, каретах, и на улицах творился сплошной сумбур: едет карета с лошадью, и тут автомобиль. Но чем больше становилось авто, тем лучше становилась ситуация. И я надеюсь, что в ситуации с новостями произойдет примерно следующее», — сказала Собчак.
Собчак также отметила, что «фейк-ньюс» хорошо служит интересам частных компаний. Частные компании в интересах рекламы понимают, что удержать свою аудиторию они могут посредством негативной информации. Поэтому им выгодны выбросы фейк-новостей в Тик-Токе и соцсетях.
Здесь она привела пример с жёлтыми изданиями и серьёзными СМИ. Если журналисты первых изданий в погоне за сенсацией черпают информацию из соцсетей не обращая внимание на её достоверность, лишь бы угодить рекламодателям, то для вторых публикация недостоверной информации – это удар по имиджу издания.
В то же время, она сказала, что пройдет несколько лет, прежде чем потребитель научится определять качественную информацию от фейковых новостей. Правда, здесь возникает вопрос, для этого читатель должен быть грамотным и обладать минимумом знаний. По мнению Ксении Собчак, медиаграмотности надо приучать со школьной скамьи.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора