Столовый виноград – это второй наиболее популярный фрукт в мире по объёму мировой торговли после банана, а мировая торговля столовым виноградом продолжает динамично расти, увеличиваясь в среднем на 3,6% или $336 млн каждый год.
Однако в этой истории успеха нет места для Узбекистана – одного из крупнейших производителей и, пока ещё, экспортёров столового винограда в мире. Ведь пока все наращивают экспорт, Узбекистан продолжает его снижать. Причём снижаются не только объёмы экспорта свежего столового винограда, но и даже сушёного винограда (изюма).
В чём же причины? Почему Узбекистан теряет рынки сбыта для одного из наиболее важных и традиционных экспортных товаров плодоовощного сегмента?
Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты EastFruit сравнивали тенденции в развитии отрасли ведущих стран-экспортёров с тем, что происходит в Узбекистане.
Для начала мы провели опрос ведущих экспертов отрасли производства столового винограда Узбекистана с целью определения наиболее популярных сортов и тенденций. И хотя ещё до начала опроса было очевидно, что отрасль базируется на традиционных, устаревших сортах, удивительно было узнать, что нет абсолютно никаких попыток изменить ситуацию к лучшему.
В ходе общения с респондентами даже интереса к иностранным сортам было довольно мало, не говоря уже о понимании тенденций мирового рынка. Всё внимание специалистов отрасли было сконцентрировано на улучшении местных сортов. Казалось бы, ничего плохого в том, что в Узбекистане есть отличные местные сорта, которые нравятся местным потребителям, нет. Ведь это снижает зависимость от иностранной селекции и резко снижает стоимость инвестиций в закладку виноградников.
Проблема лишь в том, что мало кто, даже из специалистов виноградной отрасли Узбекистана понимает, что потребители меняются. Даже на традиционном рынке сбыта столового винограда Узбекистана, каким является Россия, младшее поколение предпочитает совсем другие сорта винограда, которые Узбекистан не выращивает. Если же говорить о развитии отрасли и наращивании экспорта винограда, то нужно выходить за рамки поставок в Россию, но как это сделать с сортами, которые неизвестны потребителям в мире и морально устарели?
Давайте рассмотрим наиболее популярные сорта столового винограда, выращиваемые в Узбекистане по количеству упоминаний нашими респондентами.
Как видим, наиболее популярные сорта – это бессемянный сорт Кишмиш Кора Чёрный и Хусайне белый, которые упоминали все без исключения респонденты как наиболее распространённые в стране. Однако, на самом деле, сорта номер 2 (Дамский пальчик или Келин бармоқ, что в дословном переводе означает — «Пальчики невесты«) и номер 3 (Кетмонсопи) в нашем рейтинге – это тоже разновидности или клоны Хусайне. Т.к. сорт очень старый, то количество его разновидностей очень велико.
Хусайне — самый распространенный сорт, издавна выращивается в Узбекистане. Он по-прежнему популярен потому, что некапризен в уходе, хорошо и долго хранится. По той же причине в Узбекистане довольно много площадей и под старым сортом Тойфи, который выходит из моды, т.к. продаётся по самой низкой цене из всех сортов, по словам виноградарей.
Кишмиш Кора (черный) широко распространён потому, что этот бескосточковый сорт универсален: на него всегда хороший спрос на свежем рынке, причём как на внутреннем, так на экспортном и из него делают черный изюм, который также хорошо продается и на внутреннем рынке, и на внешнем.
Если же разделить сорта на косточковые и бескосточковые, то около 71%, по нашим оценкам, придётся на сорта винограда с косточками или с семенами. А бессемянные сорта столового винограда в Узбекистане оказываются в абсолютном меньшинстве.
Интересно посмотреть на рейтинг сортов столового винограда, составленный EastFruit по результатам опроса экспертов. В левой части графика сорта, площади под которыми в Узбекистане расширяются, а в правой – те, под которыми площади падают.
Интересно, что под «Дамским пальчиком», т.е. вариантом сорта Хусайне, который имеет более вытянутую форму и более нежную кожуру, площади в Узбекистане растут быстрее всего. Напомним, что это сорт с семенами. А вот классический Хусайне занял первое место по темпам сокращения площадей.
Отрадно, что на втором месте бессемянный сорт Согдиана (Победа, Кишмиш чёрный), выведенный в Узбекистане. Это и правда интересный сорт – он крупнее, чем Кишмиш Кора Чёрный (кстати, занимающий третье место по темпам расширения). Кроме того, он подходит как для свежего рынка, так и для изготовления изюма. Т.к. изюм из него тоже получается крупный, то он продается по высокой цене. Это снижает риск нереализации продукции, ведь виноград можно высушить, если есть проблемы с продажей свежего, и затем продать изюм.
А вот третье место занял косточковый сорта винограда Мерседес, хотя это его простонародное название. Считается, что это виноград народной селекции, выведенный в Таджикистане, поэтому обычно его называют «Таджикистанский». Однако в Узбекистане его предпочитают называть «Мерседес». Сорт Мерседес приобретает популярность благодаря его виду, крупноплодности. Кроме того, в последнее время его стали использовать для изготовления изюма, выдавливая из него косточки. Поскольку из него получается крупный и мясистый изюм, который продается по высокой цене, трудозатраты на выдавливание косточек, по всей видимости, оправдываются.
Почти также быстро растут площади и на Ризамат F1. Тоже, увы, косточковый сорт розового винограда. По словам фермеров, он хорош для свежего рынка, т.к. цена на него высокая и он хорошо продается с августа по октябрь. Его недостаток – он не подходит для хранения, т.е. в зимний период продавать его пока не получается.
В то же время, если мы рассмотрим рынок США и Чили, то абсолютно все сорта лидеры – это бессемянные сорта винограда: Scarlet Royal, Autumn King, Flame Seedless, Pristine и т.п. Кстати, семянные сорта там тоже выращиваются, но цены на них намного ниже, поэтому виноградари всех стран-экспортёров винограда активно избавляются от сортов с семенами. Даже те бессемянные сорта, которые упоминали некоторые из респондентов Узбекистана, как интересные и перспективные, которые в отдельных случаях ввозятся и выращиваются без лицензий в Узбекистане, такие как «Томсон Сидлес», сейчас также стремительно выходят из моды.
В мире растёт интерес к столовому винограду с крупными ягодами и без семян, а в Узбекистане нет крупных и бескосточковых сортов винограда. Кроме того, грозди местных сортов весят не менее 1 кг, в то время как на мировом рынке популярны грозди поменьше, которые весят 0,3 — 0,5 кг, что гораздо удобнее для потребителя. То есть, грозди узбекского винограда слишком большие по меркам мирового рынка. И хотя некоторые производители говорят, что грозди небольшого размера можно получать и на местных сортах винограда путем соответствующего ухода и техники обработки куста во время созревания, никто эту тему не развивает.
При этом почти все наши респонденты согласились, что в дальнейшем бескосточковые сорта будут расширяться, т.к. будет расти спрос на них, а косточковые будут сокращаться. Они из фермеров даже отметил, что когда он был в Индии, в течение 10 дней вообще не встретил ни одного сорта винограда с косточками.
Почему же Узбекистан остаётся в стороне от мировых тенденций и не спешит им следовать? Среди ответов на этот вопрос чаще всего звучит объяснение, что официальный импорт иностранных саженцев винограда почти невозможен, что существуют длительные процедуры карантина растений (примерно полгода), которыми пока никто не желает заниматься, что есть серьезный риск завезти из-за границы разные болезни винограда, которые могут быстро распространиться по всей стране и это есть угроза всему виноградарству страны.
Кроме того, большое влияние имеет и вакуум знаний о тенденциях мирового рынка. Большинство публикаций, доступных фермерам, равно как и абсолютное большинство узбекских учёных и консультантом, рассказывают о том, как выращивать традиционные сорта. Рассказывается об их преимуществах и недостатках. Создаётся впечатление, что других сортов винограда просто не существует. А если кто-то интересуется ими, то нет ни возможности ввезти эти сорта, ни информации о том, как их выращивать в местных условиях, не говоря уже о более высокой стоимости саженцев, а значит, риск неудачи слишком высок.
Государство выделяет фермерам и дехканам земли для занятия виноградарством, но т.к. все рекомендации касаются местных узбекских сортов, то именно их и закладывают.
Смогут ли экспортёры Узбекистана убедить весь мир потреблять «Пальчики невесты», «Мерседес» и другие сорта или им придётся со временем начать выращивать более современные сорта, популярные в других странах мира? А может быть Узбекистан просто сконцентрируется на внутреннем рынке и производстве сушёного винограда, тем более сушёный виноград экспортировать легче, чем свежий?
Мы не можем однозначно ответить на этот вопрос, но мы считаем, что с каждым годом Узбекистану будет всё сложнее поставлять свежий столовый виноград на рынки России и Казахстана без обновления сортов винограда и подходов к их выращиванию, доработке и хранению. Поэтому придётся активнее изучать передовой опыт и испытывать «раскрученные» сорта для выращивания их в прекрасных для виноградарства условиях Узбекистана.
По мнению Андрия Ярмака, экономиста инвестиционного департамента Продовольственной организации ООН (ФАО), следующее поколение потребителей будет ценить не только вкусовые качества и удобство, но и экологичность и устойчивость всей системы выращивания и поставок столового винограда. «Новое поколение потребителей, которое будет становиться всё более влиятельным в ближайшие годы, предпочтёт виноград с крупными плодами, бессемянный, выращенный органическим способом, сохранённый, упакованный и доставленный без ущерба для окружающей среды в экологической биоразлагаемой упаковке, который они закажут в Интернете даже без смартфона, используя лишь голосовой помощник. Знаю, что это звучит слишком футуристично, особенно для Узбекистана, однако лучше быть к этому готовым, ведь виноградник – это бизнес на многие годы. Ещё пару лет назад, кто бы мог подумать, что в Узбекистане будет так стремительно развиваться онлайн-доставка овощей и фруктов, а ведь сейчас это уже реальность!», — аргументирует Андрей Ярмак.
Кстати, вполне может оказаться, что популярные в других странах сорта винограда, в условиях Узбекистана окажутся ещё более вкусными, учитывая большое количество солнечных дней и выгодные погодные условия страны. Также, по мнению EastFruit, Узбекистан не использует в полной мере свои географические преимущества – ведь здесь, в южных регионах, можно получать ранний виноград передовых сортов раньше, чем в других странах мира и продавать его на экспорт по очень высокой цене. Для этого можно экспериментировать с выращиванием винограда в закрытом грунте. Кроме того, многие популярные в мире сорта могут прекрасно храниться до весны, а технологии его хранения давно отработаны и известны. Это бы позволило не только повернуть вспять тенденцию снижения экспорта узбекского винограда, но и насытить внутренний рынок страны доступной и полезной продукцией круглый год. Ведь сейчас, как это ни странно, в Узбекистане розничные цены на овощи и фрукты, и даже виноград, выше, чем в других странах региона.
Соответственно, для дальнейшего развития виноградарства Узбекистана просто необходимы совместные усилия и правительства страны, и представителей отрасли. Причём изменения в подходах назрели уже давно, и начинать эти изменения необходимо с изучения рынка столового винограда.
Напросилась аналогия: чем дальше плывём в реке Времени, тем новых потребителей, которые нынешние помидоры считают помидорами, которых поколения, ещё здравствующие и помнящие узбекские помидоры былых времён (до развала СССР), саркастично называют «пластмассовыми», — в Узбекистане таких новых «потребителей» становится больше и больше; и недалёк тот день (ну, пусть через лет 10-20-30), когда нас, людей из Советского Узбекистана, не останется ни одного; и пластмассовые синьоры-помидоры будто совершат зачистку памяти людей; и даже не «будто», а в самом деле изменят и мысли, и чувства, и вкусы, и наклонности, и способности, и кошельки…
Не так ли будет и с узбекским виноградом?..
Забавно, что за пределами СНГ доступны помидоры по вкусу как на ташкентских базарах 70х — и «юсуповские», на самом деле являющиеся веткой до-колумбовских ягод, и «яблочные» — без апелляции к исчезающим поколениям.
Ну и слава Богу, что ситуация такая — свой народ хоть виноград ест досыта. Иначе гнали бы все на экспорт, а на местном рынке цены бешеные были бы. Вон с кучей овощей так: пока экспорт ограничивали, цены приемлемые были, а как расширили, так даже картошки вдоволь не поешь из-за дороговизны. А про помидоры и говорить нечего. Государство отдает приоритет не потребителю — как это положено Конституцией, а производителю.
В других странах «пионеров» т.е. рискующих пробовать новый продукт из третьего мира — меньшинство, соответственно, вероятность качественного скачка узбекского продукта ничтожна. Более того, есть масса стран с более жарким климатом и несравненно лучшей логистикой: прямо сейчас у меня в холодильнике свежий виноград из латинской Америки.