back to top
10.7 C
Узбекистан
Пятница, 29 ноября, 2024

«NAMOZXON» — лучший фильм лучшего режиссёра в Центральной Азии

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,070ПодписчикиПодписаться

Национальный киноэкстрим превзошёл все мои ожидания. Когда мне очень хочется посмотреть что-нибудь из области фантастики, я включаю новостной канал Узбекистан-24 и восхищаюсь видами нововозведённых казарм, где бесстрашные воины осваивают новую технику, в перерыве между стрельбой в тире они сражаются в шахматы, играют на дутаре, слушают концерты национальной музыки, читают стихи…

Сегодня много раз показывали колючую проволоку, за которой видится гнездо аистов, тема передачи была — возвращение сынов и дочерей из мест не столь отдалённых в лоно семьи и интервью с их искренними раскаяниями в содеянном. Ещё показывают бескрайние плодородные поля, над которыми парят дроны и собирают информацию для дехканского информационного центра, где вместо кетменей и лопат у людей в костюмах и галстуках современная техника, из оснащенных компьютерных залов, они удалённо управляют агропроцессом…

Но хочется и духовной пищи, высокого искусства в условиях экзистенциального кризиса — типичной first world problem нашего времени, где думы о смысле собственной жизни, зачастую приводят к неутешительным выводам и поискам ответов на вечные вопросы бытия.

И мне не пришлось искать долго, взгляд скользнул по экрану и буквально вцепился в название картины «Верующий». Правда, есть и еще одна часть — «Неверующий», которую я вряд ли осилю в ближайшее время, оказалось мой внутренний кризис не так уж и обострён, есть те, кто гораздо больше меня нуждаются в помощи.

Буквально в первые 30 секунд ленты сразу было понятно, чем она закончится, но во мне теплилась надежда на неожиданный режиссёрский ход и я решила, что создателям всё-таки надо дать шанс.

Итак, AHAD QAYUM PRODUCTION представляет 106 минут благочестивого правоверного зрелища. Сын заходит в ворота дома и его встречает отец многократным «Е-еее-ееее-еее, да ладно, ты с намаза?». Парню 26 и он находится в духовном поиске, неожиданно для семьи начал посещать мечеть. Классический образ отца семейства в современном узбекском синематографе — это что-то вроде «доцента» из «Джентльменов удачи», образ «пахана», смахивающего на воровского авторитета, он только своим видом и манерами уже решает любые вопросы, это «положенец» в рамках ячейки общества.

Не менее колоритная матерь семейства мне напомнила цыганку с картами из мультфильма «Бременские музыканты», она тоже не в восторге от духовного выбора сына, у которого нет заработка, он женат и имеет двоих детей. Но сын настаивает на том, что пятикратный намаз — обязанность каждого мусульманина и непонимание в семье множится. Естественно, люди живут в огромном доме, финансовых проблем у них нет, в нашем кино все герои очень зажиточные, отец имеет кирпичный завод и бросает сыну, что мол, все кто работают у него — тоже верующие и читают намаз, но зарплату им платит он, без него на одной вере их семьи сыты не будут.

Далее идёт сцена просто сногсшибательная. Представьте комнату с камином, сын сидит в кресле и читает религиозную литературу, заходит отец с бутылкой водки, а за ним мать — с бутылкой вина. Они располагаются рядом и начинают распивать спиртные напитки, закусывая шоколадными конфетами. Просто семейная идиллия, установленный порядок вещей в почтенном доме. Водка с очень говорящим названием «Антивирус» — панацея от пандемии и плохого настроения, видимо часть многочисленных рекламных ходов продюсера, я столько водки ни в одном узбекском фильме ещё не встречала, а учитывая, что реклама спиртного у нас запрещена и фильм религиозного содержания, то это особенно впечатляет, правда в других сценах названий я не заметила, но формы бутылок очень запоминающиеся.

Сын, не выдержав зрелища, покидает комнату. Отец сваливает всю вину на невестку, которая тоже увлечена религией и винит свою жену в том, что та нашла неподходящую партию для сына, на что она отвечает, что ничего страшного, разведём и найдём ту, которая будет по дискотекам ходить и вернёт сына к «нормальной жизни».

У режиссёра своеобразный взгляд на светскую семью, по его твёрдому убеждению, если в семье не читают намаз, то это обязательно спившиеся, никчёмные вороватые, необразованные люди, а единственным путём их исправления является ни что иное как религия и ритуалы с ней связанные. Мир чётко поделён на черное и белое, путь истинный указан всем смотрящим.

Несколько сцен с друзьями главного героя почти все связаны с ресторанами, где те ведут разгульную жизнь, чего желают и своему другу, отбившемуся от компании, что удивительно и непонятно всем приятелям, но тот непреклонен, никакой стопкой огненной воды не собьешь с Нового Пути нашего неофита.

Также освещена тема женского вопроса, у героя была давняя любовница, которая посвятила ему семь лет и ожидала его развода, и тоже упрекает его в безответственном аморальном поведении, где выдавая себя за святого и облачившись в религиозную одежду, он как мужчина своё слово не держит, а предлагает и ей надеть платок став второй женой, на что та категорически не согласна.

В конце концов, отец решил проучить бездельника и выгнал сына на улицу буквально босиком, надеясь, что тот в конце концов одумается и бросит своё сомнительное увлечение. Надо отдать должное, он стоически терпит обиды как со стороны родителей, так и со стороны друзей.

Устроившись на автомойку мойщиком (здесь навязчивая реклама автомойки), наш герой стал посмешищем для друзей, отец на своём роскошном чёрном джипе в малиновом пиджаке неоднократно его посещает, тот моет его машину и даже вытирает ему по требованию обувь. Истинное проявление понятия сабр (терпение)! Ночевать ему негде, а ведь он ещё и тонкий поэт, делящийся своими поэтическими экзерсисами на тему веры и вечности мироздания с коллегой, оба устраиваются на ночлег на скамейке прямо на улице.

Но однажды, папе становится плохо за рулём, сердце сильно прихватило, он обратился врачу, и тот настаивает на лечении, анализы плохи, печень никуда не годится, сердечко шалит, животик гастрит. Отец уверен, что путёвка на курорт его спасёт, но доктор непреклонен и со словами «Худо хохласа» (Дай Бог, если так угодно будет Богу), на которых делается особый акцент, убеждает его, что при условии соблюдения лечения и ограничений в алкоголе, он обязательно выздоровеет и всё будет хорошо. Это и подтолкнуло отца семейства к переоценке ценностей, в душещипательной сцене около вороного коня «Chevrolet Suburban» он долго размышляет о своей не такой уж и праведной жизни… и к какому выводу он приходит??? Правильно! Он тоже начинает читать намаз, облачившись в белые одежды истинной веры, правда дома долго не может определиться, в какую сторону направить себя и коврик, но вернувшийся в дом сын приходит на помощь и указывает ему направление к священной Каабе. В первые тридцать секунд в начале фильма я не ошиблась.

События развиваются с огромной скоростью. В пьяной драке в ресторане между двумя приятелями возникает спор из-за денег, один толкает другого и тот очень смешно в плане полного отсутствия достоверности, переваливается через перила и умирает от удара головой. Конечно, вся компания переосмысливает своё никчемное существование, они надевают тюбетейки, берут в руки четки и жизнь тут же налаживается.

Маму тоже надо как-то срочно исправлять, и сынок покупает ей за 550 тыс сум подарочный молитвенный коврик, по пути рассматривает религиозную литературу (снова реклама магазина). В это время мать заходит в детскую комнату и видит на столе сборник хадисов, садится на кроватку и начинает увлеченно читать. И перед нами совсем другое дело — не базарная тётя вся в злате, а Матерь — прекрасный профиль благочестивой женщины в светлом платке, погруженной в молитву — теперь основу всей её жизни.

Детки облачены также по всей религиозной форме, впечатление, что школу они не посещают, их мама больше похожа на доброго ангела учит дочку молитве, её муж вместе с маленьким сыном проникновенно совершают намаз в соседней комнате. Вся семья теперь при постоянном деле.

Апогей фильма поразил своей примитивной прямотой даже меня. Удивительно, как оказывается просто можно добиться всего в этой жизни! Собираются теперь уже приличного вида с чётками друзья нашего героя, перед ними распахивается дверь точки общепита Миллий таомлар (навязчивая реклама заведения), все попадают в белый роскошный зал в золоте и украшенный ганчем и объявляется, что здесь никакого спиртного и сигарет, все дружно соглашаются и кивают головами. Дальше еще какая-то реклама коробок с чем-то нового успешного бизнесмена, и заканчивается его большой холдинг огромным магазином матрасов, этот Мир также активно прорекламирован. Уже в титрах показано, как бизнес развился до такой степени, что пора подумать и о мечети, хотя здесь нет никаких дум, строительство почти завершено.

Таким образом, не нужно никому никакого специального образования, профессии, институтов и университетов, экзаменов, лишних книжек и карпения бессонными ночами над ними, также ничего не говорится о спорте, здоровом питании, не обязательно замешанном на религии, о культурной жизни. Пятикратный намаз, обязательно специальная одежда, пожить на скамейке несколько теплых ночей, накупить религиозных книжек, помарать бумагу бездарными стишками — и вот ты успешный бизнесмен, уважаемый человек и добропорядочный семьянин. Всё очень просто, но еще фильм нужно правильный посмотреть.

Схема этой примитивной агитки не нова, в советском кинематографе было снято ряд фильмов о «заблудившемся» и «одурманенном» религиозным ядом, но с помощью членов семьи, правильных и простых советских тружеников, трудового (институтского) коллектива во главе с секретарем партийной (комсомольской) организации «одурманенного» спасают и возвращают в социалистическое общество, по ходу раскрывая неблаговидные, преступные проделки попов или имамов.

Теперь поменяли агитационно-пропагандистский угар ровно на 180% в сторону воспевания религиозной морали как единственно правильной. И это не близорукость и политическая безграмотность чиновников разных рангов, отвечающих за контент подобных фильмов-агиток, это сознательный и планомерный процесс идеологических установок, пока в виде пробных шаров, направленных в пользу исламизации общества и вымывания заложенной в фундамент государства светской основы.

Конечно, я не могла не узнать информацию о создателях фильма. Продюсер и исполнитель главной роли — Ахад Каюм, у него ещё десяток подобных шедевров с очень говорящими названиями типа «Изменница», «Танго или сваты, которые ошиблись», «Вторая жизнь» и т.д. Оказывается это очень известный и скандальный режиссёр. А.Каюм объявил себя лучшим в Центральной Азии, к такому выводу он пришел после путешествия по ЦА и решил, что из всех стран и режиссеров он и его команда работают больше и усерднее. Поэтому он и назвал себя лучшим. «Мой гонорар за один фильм 500 миллионов сумов, а за рекламу 200 миллионов сумов», — рассказал режиссер.  

Недавно режиссер Ахад Каюм стал обладателем самого дорогого номера для автомобиля за всю историю, стоимость которого оценивается в 600 млн сум. А в феврале режиссер устроил драку с одной из известных актрис местного кино. Кроме перепалок, драк и фоточек из инстаграма, я так и не смогла найти ни одного приличного текста о нём или критических заметок о его фильмах. Да и желания заниматься подобными исследованиями у меня и нет.

Белла САБИРОВА

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Да перестаньте играть на публику, это очередное пиар реклама не состоявшегосья режисера которое ни кто уже не берет в серез

  2. 30 с лишним лет в местном кинопроизводстве либо вообще ничего либо такой примитив, что тошнит до рвоты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Россия не приезжает, чтобы учить узбекских специалистов тому, как им надо работать. Мы обмениваемся опытом…»

В Международном пресс-центре Sputnik Uzbekistan состоялась встреча с руководителем представительства Россотрудничества в Узбекистане Ириной Старосельской. В беседе были затронуты...

Больше похожих статей