Ранее, сообщая о грубых нарушениях законодательства, допущенных при строительстве наземной линии метрополитена, мы писали, что ИП ООО «ALTROMARK», попавшему под снос, остается только надеяться на бескомпромиссность и компетентность судей Верховного суда Республики Узбекистан при рассмотрении его очередной жалобы на решения Ташкентского межрайонного экономического суда и Ташкентского городского экономического суда.
Увы, оказалось, напрасно надеялись! 5 апреля 2021 года состоялось заседание Судебной коллегии Верховного суда, и было принято постановление — оставить в силе незаконные судебные акты о выселении ИП ООО «ALTROMARK» с территории, принадлежащей иностранному инвестору на основании кадастровых документов.
Для инвестора принятие такого решения суда означает, что вполне реальные бульдозеры сметут производственные корпуса, здание офиса, да и все остальное, что попадется на их пути. А как же иначе?! Есть решения суда, надо же исполнять!
Таким образом, сегодня суд открыто продемонстрировал, что Указ Президента РУ № УП-5495 от 1 августа 2018 года «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» был принят лишь для проформы. На практике он не работает, так как суды трех (!) инстанций напрочь игнорируют требования этого Указа.
В частности, суды полностью игнорируют требования пункта 2 данного Указа, согласно которому «снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием».
Каким образом это происходит… Суд принимает во внимание отчет оценки, рассмотренный судом первой инстанции, который на момент заседания коллегии Верховного суда уже был признан недействительным, однако по формальным основаниям Верховный суд посчитал, что на это можно не обращать внимание, а также можно не обращать внимание на действующий отчет оценки, предусматривающий выплату в пользу предприятия гораздо больших сумм.
Однако есть важный момент — даже принятый судом к рассмотрению оценочный отчет предусматривал компенсацию иностранному предприятию в совокупности: стоимости производственного комплекса (зданий), стоимости права на земельный участок, расходов по переезду на новое место, выплату упущенной выгоды в связи с простоем. Все эти цифры были отражены в отчете, как подлежащие выплате.
Тем не менее суд упорно не хочет обращать внимание, что иностранное предприятие получило лишь часть полагающейся компенсации – часть от стоимости производственного комплекса, не получило стоимости права на земельный участок (или аналогичный участок в натуре), компенсацию расходов на переезд и упущенную выгоду. Спиленные Деревья, уничтоженные коммуникации. И это все — немаленькие суммы, которые хокимият города Ташкента до сих пор не выплатил. Если бы суд следовал требованиям вышеприведенного Указа Президента, он никогда не вынес бы решение о выселении предприятия, так как очевидно, что предприятию государство не компенсировало в полном объеме причиненные убытки, как того требует Указ.
Что говорить о таких грубых нарушениях, если Верховный суд в своем постановлении от 5 апреля 2021 года упускает даже тот факт, что заказчиком оценки являлся не ГУП «Центр управления муниципальными активами», а само иностранное предприятие. Как может Верховный суд страны допускать такие ошибки? Заглядывал ли суд вообще в сам оценочный отчет?
Также суд совершенно игнорирует довод предприятия, что ГУП «Центр управления муниципальными активами» является ненадлежащим истцом, так как правом изымать земельные участки и, следовательно, выселять собственников обладает хокимият города Ташкента, который проходит по делу не истцом, а всего лишь третьим лицом без самостоятельных исковых требований. Только по данному процессуальному основанию иск о выселении изначально подлежал отказу.
Но суд, который должен строго соблюдать нормы процессуального кодекса, игнорирует их. Причем на всех трех инстанциях.
Также суд необоснованно установил, что производственный комплекс попал под снос в соответствии с решением хокима города Ташкента, несмотря на то, что в данном решении наименование предприятия, его недвижимое имущество или хотя бы название улицы, где оно расположено, — никак не указано. А истребовать из хокимията топографические данные о границах изымаемого в соответствии с решением земельного участка – суд не посчитал нужным, хотя должен был как минимум убедиться, что само изъятие земельного участка действительно состоялось и на то имеются все правоустанавливающие документы.
Также главный суд страны допускает выборочное использование норм Положения о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, находящихся на изымаемом земельном участке, утвержденного постановлением Кабинета Министров 16 ноября 2019 года (№911).
Так, суд ссылается на него, перечисляя виды компенсации, которые может получить собственник и зачем-то делая акцент на то, что денежные средства могут быть перечислены на банковский счет (как будто в случае расчетов между юридическими лицами может быть как-то иначе).
Однако пункт 36 данного Положения, предусматривающий обязательное заключение между собственником и хокимиятом города Ташкента нотариально заверенного соглашения, суд полностью по каким-то причинам проигнорировал. Возможно, потому что это тоже привело бы к неизбежному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований (?)
В результате данных судебных процессов стало ясно, что никого не интересует соблюдение прав частных собственников, иностранных инвесторов, производственных предприятий при изъятии земельных участков. Интересы государства превыше всего. Поэтому об уважении к праву частной собственности в ближайшем будущем не может быть и речи.
Конечно, иностранный инвестор, да и любой другой инвестор, правильно поймут посыл: не нравится, никто вас не держит! Всё и за всех решает Чиновник, ведь законы можно трактовать по-разному, прикрываться интересами государства, заботой о простых гражданах страны и под громкие лозунги безнаказанно отбирать собственность.
Так что, вопрос о реформах, проводимых в Узбекистане, несмотря на призывы и обещания уважаемого Президента, в устах американских инвесторов, звучит риторически.
Malyuga N. -учредитель
Средневековое бесправие и произвол! С такой судебной системой у страны нет будущего! Просто позор!
А президент в курсе? Аналитики ему доносят такую информацию? Или оберегают? Скорее, второе. А на действия этих судов, если факты газеты правдивы, кто может повлиять? Только глава государства. И, если эти суды, не правы, то гнать их подальше, чтобы не дискридетировали и так не лучшую их работу.
Потерпевшей стороне остается только один путь: обратиться в международный арбитражный суд и со 100% вероятностью выиграть дело! Вот тогда, все эти «судьи» будут иметь очень бледный вид, потому что именно они окажутся «крайними» и все тумаки и шишки достанутся только им, а высокое начальство, как всегда будет не причем!
«Свободное мнение»? А почему оно Анонимное?