back to top
8.9 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Наша память. Наша надежда. Ко дню рождения Хамза Хакимзоде Ниязи

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Редакция nuz.uz с удовольствием вновь публикует статью, размещенную ровно три года назад о великом узбекском просветителе, поэте, драматурге, общественном деятеле Хамзе Хакимзоде Ниязи.

В эти дни мы становимся свидетелями значимых изменений, сопровождающих все стороны нашей общественной жизни. Они безусловно затрагивают и такую тонкую сферу, как литература и искусство, вносящие большой вклад в формирование человека, в особенности молодого поколения.

На сайте Национального информационного агентства УзА прочитав публикацию известного писателя и учёного Улугбека Хамдама, у меня появилась гордость за тех, которых порою незаслуженно предают забвению — имена наших знаменитых поэтов, писателей, в частности основоположника узбекской драматургии Хамза Хакимзоде Ниязи, кстати, которому сегодня исполняется 129 лет (статья была опубликована 07.03.2018 — ред. nuz.uz).

Люди искусства старшего поколения хорошо помнят те времена, когда их жизнь, их творческая деятельность буквально сопровождалась именем Хамзы Хакимзода Ниёзи. Иначе и быть не могло, поскольку, его жизнь и творческая деятельность сначала изучалась в школе… Ну и затем во всех гуманитарных ВУЗах. Потому, что драматургия Хамзы являлась основой многих художественных начинаний. По пьесам Хамзы ставились спектакли, их изучали в литературно-педагогических ВУЗах, они же служили основой многих музыкальных сочинений — соответственно становились предметом изучения и в музыкальных школах и в консерватории.

То, что его имя значилось во всех театральных энциклопедиях и учебниках по истории театра было совершенно обоснованным и исторически неопровержимым фактом. Потому как Хамза Хакимзода Ниёзи наряду с блестящей плеядой великих просветителей-джадидов верил в художественную мощь искусства театра, и считал, что это искусство способно преобразовать народ, умножить его духовную мощь!

Хамза Хакимзода Ниёзи — прародитель Узбекского профессионального театра, его духовный вдохновитель, организатор первых театральных трупп, собиратель талантов и их же первый учитель. Его жизненный путь и творчество сродни фигурам таких великих деятелей театра как У.Шекспир и Ж.Б.Мольер. Он также как и его великие предшественники был универсально одарён. В искусстве театра по другому и не получается. Хамза сам сочинял пьесы, сам же их ставил на сценах сначала «передвижных» театров, с самодеятельными актёрами, сам играл в них. Позже, эта труппа была направлена на обучение в известные театры и из них выросла
замечательная плеяда первого поколения театра им. Хамзы.

Хамза до сегодняшнего дня является непревзойдённым узбекским драматургом и этого первенства у него уже не отнять. Его великие пьесы: «Бой ила хизматчи», «Паранжи сирлари», «Майсаранинг иши» и многие одноактные сочинения долгое время являлись базовыми в репертуаре всех театров Узбекистана. Невозможно представить узбекское классическое песенное искусство без песни, написанной на слова Хамзы Хакимзаде Ниязи: «Сайдинг қўябер сайёд, сайёра экан мендек», которая сидит в памяти, в сердце каждого моего соотечественника.

Его именем наряду со столичным Ташкентским академическим, совершенно справедливо были названы Кокандский, Наманганский музыкально-драматические театры. Первое поколение наших великих Мастеров театра, Музыки, Танца были его соратниками, учениками единомышленниками как в искусстве, так и в жизни. Это и ныне всем известные Мухиддин Кори Ёкубов, Тамарахоним, Маннон Уйгур, Усто Ширин Комилов, молодой тогда Аброр Хидоятов…

Театральное искусство, во всех смыслах живое искусство. Это искусство — живо, пока жива память, пока живы учителя и позже память о них! Оно передаётся буквально «из рук в руки» вместе с живым дыханием, живым словом, интонацией… И без этой традиции: «Устоз-шогирд» нет живого театра.

Возможно забвение, даже временное, попытка стереть память об Учителе – Хамзы Хакимзода Ниёзи, изъятие его пьес из репертуаров театров имеет своим следствием тот творческий кризис, который переживает Узбекский театр ныне! Но сегодня, когда в нашей стране происходят, можно сказать исторические перемены, и народу Узбекистана возвращают незаслуженно «забытые» имена, думается, наступило время вспомнить имя основателя нашего профессионального театра, поэта и драматурга Хамзы Хакимзода Ниёзи!

Театр – это искусство, который живёт настоящим днём и он сегодня, как никогда, нуждается в восстановлении в правах творческого наследия славного имени Хамзы. Его пьесы могут вдохновить многих молодых режиссёров на творческие поиски и на постановки интересных важных для нового поколения зрителей. И тем самым послужить благородному делу — подлинному возобновлению и восстановлению интереса широкого зрителя к искусству Театра. Театр живёт ещё и не умирающей Надеждой и Верой в торжество справедливости.

Камариддин Артыков,
театральный критик.

Послесловие: Трудно себе представить, что по чьему-то указу или повелению могли быть из истории культуры Англии или Франции вычеркнуть имена У. Шекспира или Ж.Б. Мольера?! Точно так же имя Хамзы Хакимзода Ниёзи, я надеюсь, обязательно будет восстановлено и с новой животворной силой и содержанием займёт своё достойное место в нашем искусстве, культурной и художественной практике и благодарной памяти поколений.

УзА

7 КОММЕНТАРИИ

  1. С конца 2016 года и весь 2017-й меня занимал вопрос об установлении в Москве памятника Исламу Каримову. Обращался в разные инстанции, в том числе и Президенту России. Написал несколько очерков, в том числе и о памятнике Узбекистану в столице РФ. Объединил их в документально-художественную, публицистическую и философическую повесть «Есть только миг между прошлым и будущим». Издал её в Дюссельдорфе: по ISBN 978-3-330-33761-9 можно заказать от 1 экз. на сайте morebooks.de.
    Предложенный мной макет представляет собой большой каменный чёрный параллелепипед с текстом. Перед поездкой Шавката Мирзиёва в Москву на празднование 75-летия Великой Победы в Войне я публично повторил для него свою идею о памятнике Узбекистану в Москве. –
    https://proza.ru/2020/06/14/1229
    Эту ссылку послал в виртуальную приёмную Президента.
    Публикацию иллюстрировал снимком макета памятника Узбекистану в Москве. Его можно увидеть, не кликая по вышеприведённой ссылке, по отдельному адресу – https://proza.ru/pics/2020/06/14/1229.jpg?8886

    Обо всём этом я рассказываю в комментарии к данной статье на нуз.уз ПОТОМУ, ЧТО в тексте макета памятника Узбекистану в Москве СКАЗАНО И О ХАМЗЕ ХИКИМЗОДА НИЁЗИЙ.
    Текст макета я предлагал выбить на камне на двух, а может, и трёх языках: узбекском, русском (на них был отправлен Президенту) и английском.

    Позволю себе и здесь дать текст макета.

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Узбекистане были размещены 113 военных госпиталей. Республика была надежным тылом, приняла более 1 млн. эвакуированного населения. Узбекистан стал пристанищем около 100 промышленных предприятий, перемещенных из прифронтовых районов, построил 7 новых электростанций, увеличил выработку электроэнергии более чем втрое, почти удвоил основные фонды промышленности, был одним из арсеналов Советской Армии. Около 1 млн. воинов из Узбекистана сражались на фронтах, 280 были удостоены звания Героя Советского Союза, 120 тыс. награждены орденами и медалями, 32 – орденом Славы трех степеней. Трудящиеся республики сдали в фонд обороны 316 млн. руб. (1943 г.).
    В послевоенные десятилетия Узбекистан был основной хлопкосеющей республикой СССР, осваивал целинные земли, добывал и производил чугун, сталь, медь, золото, уран, тракторы, экскаваторы, самолеты, продукцию химической, строительной, легкой, садово-огородной, мясо-молочной и других отраслей.
    Независимый Узбекистан – новые высоты: автомобилестроение, малый и средний бизнес, международная арена, достижения в большом спорте, национальные ценности и идея, свой путь развития, великое будущее.
    Древняя земля. Богатая, многообразная история, просматриваемая на глубину не менее трех тысячелетий. И каждый век рождал людей, оставлявших о себе память на все грядущие времена: воины, правители, ученые, поэты, прозаики, политики. Одни из них говорили на староузбекском языке, другие – на иранском, иные – знали оба, некоторые – писали и на арабском, деятели советского периода – на узбекском и русском. Здесь лишь малая толика имен: Спитамен, Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Насар аль-Фараби, Абу Рейхан аль-Бируни, Абу Али ибн Сина, Джалалиддин Мангуберды, Тимур-Малик, Махмуд Тараби, Амир Темур, Улугбек, Абдурахман Джами, Хусейн Байкаро, Навои, Бабур, Гульхани, Агахи, Ахмад Дониш, Мукими, Фуркат, Юлдаш Ахунбабаев, Файзулла Ходжаев, Акмаль Икрамов, Абдулла Каххар, Нуритдин Мухитдинов, Сагды Сираждинов, Абдулла Орипов.
    У ИСТОКОВ УЗБЕКСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТОЯЛ ХАМЗА ХАКИМЗОДА НИЁЗИЙ (1889-1929), НАСМЕРТЬ ЗАБИТЫЙ КАМНЯМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ФАНАТАМИ В ФЕРГАНСКОМ ШАХИМАРДАНЕ.
    Последним из первых секретарей ЦК КП Узбекистана был Ислам Абдуганиевич Каримов (1938-2016). Он же стал первым и пожизненным президентом Республики Узбекистан, провозглашенной вслед упразднению СССР в 1991-м.
    ———————————

    Не могу знать, куда дели памятник, стоявший напротив старого ТашМИ, и сохранён ли он, но то, что на Аллее литераторов в Национальном парке НЕПРЕМЕННО СЛЕДУЕТ поставить памятник ХАМЗЕ ХАКИМЗОДА НИЁЗИЙ, – в этом я уверен совершенно.

  2. Вот и подумайте,кому выгодно уничтожать память и вымарывать историю, в том числе советскую. Театр, станция метро, да мало ли где в его честь, что было названо. И где теперь это? Вот так, от бездуховности как флюгеры, меняют свои взгляды эти запретители, о которых никто и не вспомнит добрым словом.

  3. Камариддин, Вы абсолютно правы.Хорошо бы еще, чтобы «ответственные персоны» прислушались к сказанному Вами.

  4. Когда, за них ты отдал, Ниязи,
    И жизнь свою, и жар своей души,
    Когда, забыв себя, ты Ниязи,
    На жерновах любви молол муку искусства,

    Ты жил надеждой светлой Ниязи,
    Что люди будут мудрости полны,
    Ты наполнял их светом, Ниязи,
    И самые высокие тобой владели чувства.

    Наполнись горечью, о светлый Ниязи,
    Они опять невежества рабы
    И паранджу одеть готовы, Ниязи,
    Те что твоим стараньем волю обрели.

    И головы склоняют, Ниязи,
    Так низко, что уж бая сапоги
    Поцеловать готовы, Ниязи,
    И все мечты их, вот такие ж сапоги.

    Но и надеждою наполнись, Ниязи,
    Не все ещё презренные холопы.
    Ты не забыт, Великий Ниязи,
    Твои мы помним огненные тропы.
    12.05.2021

  5. Хамза не был против религии ,просто он не мог принять ,что духовенство не защищает бедняков от Баев ,они не могли против них слово сказать ,а поддерживали их за мзду ,поэтому Хамза не мог смотреть на это равнодушно ,он защищал униженных и батраков ,значит он и был истинным рабом Аллаха ,жаль ,что правительство Узбекистана такие же глупые ,как эти баи ,ничего не изменилось во времени ,так же теперь ,после развала СССР ,бедные работают на богатых

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей