Пьеса в двух актах, семи сценах с прологом и эпилогом
Знакомство с историей одного рейдерского захвата, с которой иностранный инвестор познакомил редакцию nuz.uz, как будто погрузило меня в очередную специфическую атмосферу театра абсурда, в котором актеры, исполняющие главные роли в Спектакле под названием «Рейдерский захват», считают зрителей, граждан страны — пациентами палаты №6.
Предлагаем читателям попробовать изложить в комментариях свои впечатления о кратком пересказе пьесы «Рейдерский захват», которую в Ташкенте сыграли персонажи:
- Судьи различных инстанций;
- Российская компания «СТС Москва», по ходу пьесы – «Иностранный инвестор»
- Узбекское производственное объединение «Узбектекстильмаш» — роль эпизодическая, но Иностранному инвестору должно полмиллиона американских денег.
- Узбекско-Российское предприятие ООО «STS Vostok», в котором по ходу пьесы STS Vostok.
- Директор STS Vostok, Крюк Тимур Петрович.
- Департамент судебных исполнителей Ташкента – продавец, конфискованного за долги перед государством имущества.
- ОАО «Шифобахш булок», по ходу пьесы Шифобахш булок один из рейдеров.
- Управление Госкомимущества по Ташкенту, по ходу пьесы – помощник рейдеров.
- ООО «Саида Хамид», по ходу пьесы Саида Хамид, ещё одни из рейдеров
- ООО «Компания Промкомплект» еще один Иностранный инвестор, вместо сошедшего с дистанции «СТС Москва», по ходу пьесы «Компания Промкомплект».
ПРОЛОГ
1995 год. Ташкент.
Иностранный инвестор в 1995 году предоставил ПО «Узбектекстильмаш» 334 тыс. долл., как заемные средства для закупки высокотехнологичного электроэрозионного швейцарского оборудования. Оборудование было поставлено, смонтировано, запущено в производство и эксплуатировалось до 2003 года. «Узбектекстильмаш» денег Иностранному инвестору не возвращал, правда подписал акт сверки, в котором подтверждает сумму задолженности с учетом пени просроченного платежа в 501 717,0 долл. США. Но не более того. Оборудование эксплуатируется, прибыль качается, но деньги Иностранному инвестору не возвращаются. Прокуратура Ташкента даже возбудила уголовное дело по этому факту, но суды иск о возврате заемных средств не принимают — срок исковой давности истек.
АКТ I
Явление 1.
2002 год. Ташкент
Иностранному инвестору должно было стать понятно, как у нас в стране иногда исполняются контракты. Но не стало. Наивные парни решились на второй круг инвестиций… и приняли решение о вложение финансовых средств в новое совместное Узбекско-Российское предприятие ООО «STS Vostok». Цель предприятия — производство минеральной воды «Ташкентская».
Сцена 1.
2003 год. Ташкент
На биржевых торгах по договору купли-продажи у Департамента судебных исполнителей, на средства Иностранного инвестора, STS Vostok купило 2-х этажное административно-производственное здание ОАО «Шифобахш булок», выставленное на продажу за неуплату налогов в бюджет государства.
Сразу после этого STS Vostok (опять же за счет средств Иностранного инвестора — около 200 тыс. долларов США), произвело ремонт помещения и закупило оборудование для производства минеральной воды. По ходу пьесы обратим внимание, что было начато производство минеральной воды «Ташкентская» и создано 30 новых рабочих мест.
Сцена 2.
2004 год. Ташкент
Управление Госкомимущества совместно с «Шифобахш булок» обратилось в Хозяйственный суд Ташкента с иском о признании договора купли-продажи 2-х этажного здания недействительным. Интересно, что Управление Госкомимущества не являлось ни владельцем имущества, ни стороной по договору, но в судебном разбирательстве все же поучаствовало.
Хозяйственный суд Ташкента, понимая абсурдность иска — в удовлетворении его требований отказано полностью.
Истец пошел дальше, уже в Высший Хозяйственный суд с кассационной жалобой, но и в высшей инстанции также судьи оказались адекватными, и оставили решение Хозяйственного суда Ташкента без изменений.
Заметим при этом, что вместо того, чтобы начать работать, руководители «STS Vostok» и Иностранного инвестора в течение года занимались судебными тяжбами.
Иностранному инвестору был преподан ещё один урок. Толи начинать работать и отбивать вложенные деньги, то ли по судам мотаться? Но Иностранный инвестор продолжает верить…
Сцена 3.
2005 год. Ташкент
На аукционные торги выставляют вторую часть арестованного по судебному приказу за долги в бюджет государства имущество «Шифобахш булок».
На состоявшихся аукционных торгах побеждает Крюк Тимур Петрович, директор «STS Vostok», вносит денежную сумму в полном объеме. Однако не будем забывать, что мы находимся в театре абсурда, поэтому не удивляемся, что пять месяцев «Шифобахш булок» не передавало по акту купленное на торгах имущество.
Больше пяти месяцев тянуть с передачей имущества неплательщику налогов в госбюджет было уже невозможно, и Иностранный инвестор выделяет очередные 180 тыс. долл. на ремонт и восстановление практически всего производственного оборудования, которое позволяет принять на работу более 100 новых рабочих. В результате деловой активности Иностранного инвестора восстановлены лаборатории, мастерские, бытовки, отремонтированы производственные помещения, налажена работа столовой для рабочих (бесплатные обеды), организована бесплатная доставка рабочих автобусом на работу и обратно домой.
АКТ I I
Явление 1.
На сцене появляется новый персонаж — «Саида Хамид», которое становится партнером «Шифобахш булок» в обращении в 2006 году в Шайхантахурский межрайоный суд с иском об отмене договора купли-продажи, по которому «STS Vostok» приобрело собственность у Департамента судебных исполнителей Ташкента. Абсурдность иска заключается в том, что такая норма в Узбекском законодательстве вообще отсутствует. Еще большей абсурдностью является приостановка хозяйственной деятельности «STS Vostok». А это именно и случилось.
Сцена 1
2005- 2009 годы
«STS Vostok» погрязло в судебных разбирательствах апелляционных инстанций городского и Верховного суда, которых было аж 12. Работа предприятия фактически приостановилась, поскольку пока суд да дело, а на купленное имущество был наложен запрет на использование. Ни тебе работы; ни тебе и прибыли.
В конце концов на абсурдность исковых заявлений рейдеров обратили внимание Управление юстиции Ташкента, Генеральная прокуратура и коллегия Верховного суда Узбекистана.
Неудивительно, что после этого в 2009 году судебная коллегия Ташкентского городского суда по гражданским делам вынесла решение, что истребовать имущество, проданное по Закону невозможно, а «Саида Хамид» вообще здесь рядом не стояло (не было ни владельцем акций, ни собственником имущества).
В том же году имущество, купленное на торгах, наконец было передано в уставной Фонд «STS Vostok», что и было зафиксировано в Министерстве юстиции. Справедливость восторжествовала?
Сцена 2
2010 год
Иностранный инвестор продолжал вкладывать финансовые средства в «STS Vostok», планируя довести общий объем инвестиций до 5 млн. долл. Но не будем забывать, что мы находимся в театре абсурда.
Поэтому, как только возвращенное имущество и оборудование было передано в Уставной фонд «STS Vostok» Госкомимуществом, которое не было ни участником сделки, ни владельцем имущества, был использован «административный ресурс» — подан новый судебный иск, с цельюрейдерского захвата имущества и оборудования «STS Восток» — кусище для кого-то оказался очееень лакомым.
И вот, невзирая на протесты городской прокуратуры, фактически облокотившись на доводы в протесте заместителя председателя Верховного суда, определение судебной коллегии Верховного суда —Ташкентский городской суд по гражданским делам принял беспрецедентное решение: «Имущество, состоящее из здания и сооружений, расположенных по адресу: Ташкент, Юнусабадский район, ул. Х. Асамова, дом 1, передать в собственность «Шифобахш булок».
Более того. В передаваемое имущество было включено и, рассматриваемое в судебном споре, купленное на торгах 2005 года имущество, и имущество, купленное на торгах в 2003 году и не являющееся предметом судебного спора. А куда делись деньги, уплаченные на торгах и переданные в бюджет для закрытия задолженности «Шифобахш булок»? Всё это вопросы чисто риторические.
Беззаконие налицо, но рейдерский захват закреплен судебными печатями.
Сцена 3
2013 год
Госкомконкуренции Узбекистана (правопреемник Госкомимущества) понимая, что правовой беспредел нужно каким-то образом поправить, через три года! подает исковое заявление о признании того самого злосчастного договора купли-продажи от 2003 года недействительным, а заодно и признать недействительным регистрацию прав собственности на имущество и истребовать имущество, купленное по этому договору.
Правда судьи Хозяйственного суда Узбекистана, не желая участвовать в таком правовом беспределе приняли решение об отказе в удовлетворении исковых требований Госкомконкуренции к «STS Vostok».
Причина отказа проста, как три копейки. Исходя из логики, которая действует у всех без исключения здоровых людей во всем мире только собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. А истец не представил ни единого документа, доказывающего то, что он собственник спорного имущества.
Вообще участие Госкомимущества в пьесе требует особого пояснения. На аргументы, приведенные «STS Vostok» о том, что эта уважаемая организация в судебных разбирательствах не является надлежащим истцом – НЕ собственник, НИ участник сделки – был получен оригинальный ответ. Мол, Госкомимущество – полномочный представитель Государства и поэтому вправе защищать интересы Государства. Значит отнять собственность у одного частного предприятия и передать другому частному предприятию – это и есть интерес Государства. Не будем удивляться – мы ведь в театре абсурда.
Иностранный инвестор воспрянул духом и подал жалобы на рейдерский захват в прокуратуру Ташкента, в Ташкентский городской суд по гражданским делам, в Верховный суд, но все инстанции отказали в рассмотрении такой жалобы.
Сцена 4
13 лет тяжбы Иностранный инвестор, даже из России, в которой тоже многое, что можно повидать, принимает решение выйти из совместного предприятия и отправиться в родную Москву и забыть, как страшный сон мечту помочь утолять жажду «Ташкентской» минеральной водой.
Удивительная штука. «STS Vostok» продолжало платить налоги на землю и имущество после того, как в 2010 году появилось Постановление Президиума Ташкентского городского суда по гражданским делам о передаче «Шифобахш булок» имущества купленного на торгах.
Только в 2015 году, по решению суда, директор «STS Vostok» Крюк Тимур Петрович оплатил налоги за землю и имущество, которых с февраля 2010 года уже не принадлежало, а было переданы «Шифобахш булок». Ну не абсурд ли?
Да тут еще навязшие у всех на устах застройщики придумали себе, что на месте скважин с уникальной минеральной водой, которую так любили граждане страны на протяжении многих лет, необходимо построить инновационный центр — то ли Hi-Tech City, то Delta City. К счастью в 2018 году решением Президента Узбекистана, строительство инновационного центра перенесено в другое место.
Эпилог
Удивительная штука – вера в надежный инвестиционный климат в Узбекистане. Инициаторы продолжения работы «STS Vostok» при поддержке Торгово-промышленной Палаты России, нашли и юридически оформили нового российского инвестора — ООО «Компания Промкомплект», который думает, что ему удастся возвратить незаконно отнятое имущество, купленное на торгах, после чего готов продолжать инвестировать в «STS Vostok».
Странно, что «Компанию Промкомплект» не удивил еще один факт, случившийся с предприятием, в которое они инвестируют финансовые средства. Ведь судейские отменили проведенные ранее инвестиции в «STS Vostok», а Министерство Юстиции такие изменения в уставные документы не зарегистрировали, что совершенно естественно для грамотных юристов.
А как же судейские? Вынуждены напомнить, что мы все-таки в театре абсурда!
В Настоящее время в Верховном суде Узбекистана находится надзорная жалоба директора СП ООО «STS Vostok» и очень хочется надеяться, что finita la commedia можно будет произнести после восстановления полной справедливости. Но не факт!!!
Со своей стороны редакция www.nuz отправит всем заинтересованным сторонам и участникам пьесы Театра абсурда: «Рейдерский захват или почему иностранцы пока не верят в инвестиционный рай в Узбекистане», просьбу прокомментировать факты, изложенные в материале. В полной надежде на то, что читателей издания ответственные люди не считают пациентами палаты № 6.
У редакции сайта, да у некоторых других участников описанного действа еще сохранилась надежда, что в театре появится настоящий режиссер – Генеральная Прокуратура, который и расставит не только в этой пьесе все точки над I, но заодно и все t перечеркнет.
И только такие развязки в пьесах могут вернуть веру инвесторов в благоприятный для них климат в стране.
Виктор Михайлов
Неудивительно! И так по всем фронтам! Либо это саботаж указов президента, либо…
Это не театр абсурда, а страна. А сколько было отжато производств, зданий и пр. за эти годы, о чём вы не в курсе? Один Вильбильдан чего стоит. И, если бы эти грабители потом привносили в нашу жизнь улучшение — одно дело, пусть бы разбирались суды. А так.. Быстрее разворовать созданное чужими руками… Волосы встают дыбом от такого беспредела и бесконечных тяжб. Точку кто поставит? Неужели всё куплено? Как тогда жить? Двойные стандарты к закону-это полный трындец! Что из этого почерпнет молодое поколение? Беспредельщину, возврат в 90-е годы, как в России, чтобы появлялись грузы 200? Если всё так, как изложено в этой статье, то надо закрывать подряд всех, кто поддерживал это беззаконие, начиная с самого начала. Похоже, что за эти годы эти судьи и пр. просто пересели в другие кресла, а подход остался тот же. Ведь что скажет Путин нашему президенту на предстоящей встрече- можно инвестировать в Узбекистан или как? Дискредитация политики президента Узбекистана.
Хорошая тема, но: 1. очень сложно написано. 2. много грамматических ошибок.