Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК получил неожиданный подарок из Санкт-Петербурга. 13-килограммовая посылка с книгами и альбомами, посвященными поэту, пополнила фонды музея.
Этот дар, приуроченный к пятидесятилетию со дня смерти Анны Ахматовой, ташкентцам преподнесла жительница Санкт-Петербурга, Светлана Барская. Профессиональный музыкант, она увлечена творчеством и личностью Ахматовой, а также сама пишет стихи под псевдонимом Татьяна Пайгалова. Часто посещает мемориал поэта в Комарово, где ее стараниями установлен «лампадный домик» — защищенная от ветра стойка, внутри которой можно поставить свечу в память об Анне Андреевне.
Правда, об этих подробностях ее жизни Светлана Барская просила не упоминать в силу своей скромности. Но и умолчать об этом невозможно — ведь там, на мемориале, она познакомилась со многими любителями поэзии, в том числе и ташкентскими. А позднее, в Москве, встретила на литературном мероприятии еще одного бывшего узбекистанца, Александра Ступака. Он и рассказал о «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой», который постоянно посещал, живя в Ташкенте.
Связавшись по телефону с Альбиной Витольдовной Маркевич, общественным директором музея, Светлана Барская узнала о подробностях его работы и литературных вечерах, которые проводятся в музее каждый четверг. В знаменитом петербургском музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме она приобрела издания, посвященные поэту, и выслала их почтой в подарок ташкентцам.
Альбина Витольдовна с волнением и благодарностью демонстрирует прекрасно изданные книги и альбомы, подготовленные сотрудниками Фонтанного дома по материалам музея.
Книги «Анна Ахматова и Фонтанный дом»; «И это было так». Анна Ахматова и Исайя Берлин»; «Послесловие. Мартовские дни 1966 года» — биографические издания, дополненные редкими архивными фотографиями.
Двойное издание «Бег времени. Фотолетопись жизни Анны Ахматовой. По материалам музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме» состоит из двух частей. Первая охватывает период жизни поэта с 1890 до 1946 года, вторая – с 1946 до 1965 года.
Еще два альбома «Анна Ахматова. Мифология образа» представляют работы художников разных направлений. В альбомы включены живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладные искусства, нумизматика из коллекции музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Здесь можно увидеть как знаменитые, так и малоизвестные работы.
Альбом избранных произведений графики «Анна Ахматова и ее современники: на фоне Петербурга – Ленинграда» воскрешает образ города, который стал едва ли не синонимом Серебряного века, а после выстоял страшной ценой в годы войны. Той же теме посвящен альбом «Город Ахматовой. Ленинградская литография. 1920-1960».
Два издания посвящены сыну Ахматовой, Льву Гумилеву. Это книга «Лев Николаевич Гумилев. Письма» и прекрасно иллюстрированный сборник «И все-таки я счастливый человек» (Лев Гумилев. Фотолетопись по материалам музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме).
Одна из книг (правда, изданная уже не в Фонтанном доме) повествует о Николае Гумилеве глазами зарубежного исследователя. Это «Ранний Гумилев. Путь к акмеизму» Майкла Баскера.
Здесь же и дебютный сборник стихов самой дарительницы «Все за любовью ездили к нему» (под псевдонимом Татьяна Пайгалова). А также постеры Фонтанного дома и диски с записями, имеющими отношение к Ахматовой.
Сейчас музей готовит стенды, на которых будут размещены присланные книги. Планируется представить их гостям «Мангалочьего дворика» ко Дню славянской письменности, который отмечается 24 мая.
Анна ГРИЦЕНКО.