28 декабря 2020 года в музее «Славы» Мемориального комплекса “Парк Победы” по инициативе Посольства Республики Польша в Узбекистане состоялась конференция под названием “Польша-Узбекистан. История, которая нас объединяет 1939-1945”.
Конференция стала продолжением работы двух стран по идентификации и поиску могил граждан Узбекистана, погибших на территории Польши в годы Второй мировой войны.
В рамках встречи прошла выставка “Армия Андерса. Путь надежды, пролегавший через Узбекистан” и торжественная презентация книги “Аушвиц- Биркенау. Утмиш ва бугун”.
В ходе конференции было заявлено об активизации научного сотрудничества между польскими и узбекскими партнерами для изучения общих страниц истории, связанных со Второй мировой войной.
В начале 2020 года, в соответствие с Указом президента Узбекистана “О достойном праздновании 75-й годовщины победы во второй мировой войне”, делегация в составе сотрудников хокимията Навоийской области и отдела культуры и просвещения Навоийского горно—металлургического комбината посетила Польшу. В ходе поездки делегация посетила Государственный музей Аушвиц-Биркенау.
СОВЕТСКИЕ ПЛЕННЫЕ В КОНЦЕНТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ АУШВИЦ (немецкое название польского города ОСВЕНЦИМ). УЗБЕКИ В ЛАГЕРЕ – ПОПЫТКА ИЗУЧЕНИЯ.
По возвращению в Ташкент, члены делегации выразили пожелание Посольству Республики Польша о намерении перевести одну из публикаций музея на узбекский язык, а именно “Аушвиц-Биркенау. История и Настоящее”. В данный момент, перевод публикации осуществлен и готов к выпуску за счёт средств хокимията Навоийской области.
Посольство Польши поддержало инициативу и обратилось к руководству музея Аушвиц-Биркенау. Директор музея Анджей Кацожик одобрил данную инициативу и выразил готовность к сотрудничеству в данном вопросе. Так, по просьбе Посольства Республики Польша в Ташкенте в музее была создана рабочая исследовательская группа для поиска и установления лиц из Узбекистана, находившихся в фашистских лагерях на территории Польши вовремя войны.
22 сентября 2020 года исследовательская группа музея установила 22 фамилии, имеющих отношение к Узбекистану. Кроме того, более 100 фамилий находятся в процессе изучения и установления причастности к Узбекистану.
Музей предоставил данные касающиеся Узбекистана на основании договора о передачи исторических материалов заинтересованной стороне — Хокимияту Навоийской области для добавления в уже переведенную публикацию “Аушвиц- Биркенау. Утмиш ва бугун” в виде отдельной главы.
Участниками конференции стали представители Посольства Республики Польша, Мемориального комплекса “Парк Победы”, Министерства обороны Республики Польша, Министерства обороны Республики Узбекистан, Хокимията Навоийской области, НГМК и эксперты-историки.
Кроме того, по видеосвязи в конференции приняли участие представители Государственного музея Аушвиц-Биркенау, Международного центра образования об Аушвице и Холокосте в Государственном музее Аушвица-Биркенау, Института национальной памяти Республики Польша, Бюро исторических исследований Института национальной памяти Республики Польша и Музея Второй мировой войны в Гданьске.
УЗБЕКИ СРЕДИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ЗАКЛЮЧЁННЫХ
Через лагерь смерти АУШВИЦ прошли сотни тысяч советских военнопленных. Среди них были представители всех национальностей бывшего СССР, в том числе и красноармейцы узбекской национальности.
Редакции удалось получить список 22 погибших военнопленных узбеков из проведённого польской стороной исследования, а также комментарий сотрудников музея.
В комментарии разъясняется, что в документации лагеря пленные обычно назывались как Russen/Russe (русские/русский) или обозначались сокращениями — RKG, RK или R, что означало Russischer Kriegsgefagene (русский военнопленный).
Безусловно, русские составляли значительную часть красноармейцев, заключенных в Освенциме. Кроме них были украинцы, белорусы, поляки из восточной части Польши, оккупированной в 1939 году Советским Союзом, а также жители стран Кавказа и Средней Азии. Среди последних было также не менее нескольких десятков из Узбекистана.
Однако трудно определить их точное количество, поскольку в имеющихся документах (в записях из концентрационного лагеря Аушвиц и записях немецких лагерей для военнопленных, а также записях Красной Армии) отсутствует информация о национальной принадлежности военнопленных.
Записи содержат данные о месте рождения пленных, которые могут указывать на страну происхождения и национальную принадлежность. Именно эти данные, в некоторой степени, были использованы для составления предварительного списка военнопленных узбеков.
Не исключено, что их количество было больше, но названия многих местностей были настолько искажены в документах лагеря, что в настоящее время их идентификация является чрезвычайно сложной и, по этой причине, трудно определить национальность военнопленных.
Важно знать, что трудности были не только с определением национальности, но и с идентификацией имён и фамилий. Поскольку из-за отсутствия документов у военнопленных, в регистрационные лагерные карточки имена и фамилии вписывались эсэсовцами на слух.
Как сообщают польские партнёры, вторым важным источником информации о военнопленных из Узбекистана, использованного для составления данного списка, является работа российского историка Бориса Шмырова “Место гибели — германский концентрационный лагерь Аушвиц” (Челябинск, 2011).
Автор уместил в публикации около тысячи биограмм военнопленных, которые были составлены на основании вышеупомянутых документов, а также информации, полученной от родственников военнопленных. В большинстве биограмм он упоминает национальную принадлежность красноармейцев, заключенных в Аушвиц.
Большинство перечисленных в списке военнопленных попало в плен в первые месяцы войны на территории Беларуси или России (Смоленская область) и 8 февраля 1942 г., через шталаг-327 в Ярославе (южная часть оккупированной Польши), и были депортированы в концентрационный лагерь Аушвиц. Согласно Б.Шмырову это были военнопленные, которые отказались сотрудничать с Германией и были сосланы в лагерь.
Их всех постигла участь большинства пленных других национальностей, и они погибли в течении нескольких недель. Трудно, однако, определить истинную причину смерти, так как информация, касающаяся этого вопроса, которая содержалось в документации лагеря, обычно не соответствовала действительности.
В конце списка — биограммы двух военнопленных и двух заключённых, в случае которых нет сомнений в том, что они были узбеками. Так как при составлении данных биограмм была использована рукописная заметка/записка от 6 сентября 1944 года, составленная в больнице (сектор BIIa) для доктора Йозефа Менгеле.
В ней были указаны данные о четырех узбеках в секторе Blla (“Usbeken in Blla”). Однако обстоятельства и цель составления данной заметки неизвестны. Возможно, заметка была связана с антропологическими исследованиями Менгеле, которое он проводил на разных расовых группах.
Кроме этого, в конце списка есть информация о заключенном, в немецкой транскрипции Amandschan Marassulup, который родился в Ташкенте. Следовательно, можно предположить, что он был узбеком.
Заключенные концентрационного лагеря в Аушвиц, которые были с разных частей Советского Союза (среди них также узбеки), обычно ранее работали на принудительных работах на территории Рейха. В лагерь они попадали чаще всего в карательных целях — за побег с место работы или других (с немецкой точки зрения) дисциплинарных нарушениях.
Так, скорее всего, было и в случае двух заключенных из Узбекистана, указанных в заметке для Менгеле. По крайне мере, в случае третьего заключенного, вышеупомянутого Marassulup, именно так и было, так как в записях гестапо из Сосновца есть информация о том, что он был арестован за расторжение трудового договора.
В ходе пробного/первичного распознания удалось установить данные более 20 лиц из Узбекистана, большинство которых были военнопленными, заключенными в концлагере Аушвиц. Можно надеяться, что дальнейшие исследования помогут увеличить эту цифру и лучше узнать трагические судьбы погибших узбекских солдат.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Видео – Бобур ЙИГИТАЛИЕВ
«список 22 погибших военнопленных узбеков из проведённого польской стороной исследования, а также комментарий сотрудников музея.»
В век современных технологий зачем ехать в Польшу надо было? Если вся работа проведена поляками и обсуждается по конференц связи