back to top
16.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Штрафы и грозящий отъем частной собственности местными чиновниками: с чем пришлось столкнуться предпринимателю в Янгиюльском районе Ташкентской области (видео)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Бизнес-консультационные услуги малым, средним предприятиям и индивидуальным предпринимателям, налоговые каникулы, образование Республиканской антикризисной комиссии, создание рабочих групп по поддержке предпринимательской деятельности в период пандемии, отсутствие штрафных санкций. Так все это выглядит в отчетах и новостях СМИ, посвященных смягчению последствий пандемии COVID-19 на бизнес.

Очень хочется надеяться, что случай, с которым знакомит читателей редакция сайта nuz.uz, является исключением из правила, по которому государственные чиновники всячески помогают предпринимателям в такое сложное время.    

Ташкентская область. Янгиюльский район. Здесь уже почти год собственник участка с производственными помещениями и арендатор – российский инвестор задыхаются от штрафов, растущих в геометрической прогрессии и готовятся к тому, что территорию, на которой расположился цех по выпуску дорожных бордюров и других изделий из бетона для городской инфраструктуры, могут изъять в пользу государства.

Причина? Под производство задействовано менее 51% площадей предприятия.

Такая норма отражена в Постановлении Кабинета министров Узбекистана за символичным номером 666. Согласно документу, к незадействованным производственным площадям объектов более, чем на 51 % (независимо от их формы собственности), должны применяться механизмы налогового воздействия – штрафы.

В первые два месяц – в однократном, затем в двукратном, трехкратном размере базовой расчетной величины и далее по нарастающей.

Объяснение простое и кажется логичным – «начисление налогов по повышенным ставкам происходит с целью ускорения вовлечения неиспользуемых объектов в хозяйственную деятельность».

Однако знакомство с янгиюльской историей подтверждает знаменитую поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Дело в том, что Постановление 666 не учитывает: ни времени на подготовку объекта к полноценному запуску, ни форс-мажорных обстоятельств, которые могут возникнуть и возникают, пример — пандемия коронавируса.

Собственник и районные власти

Владелец участка в 1,93 га приобрел землю и строения в конце 2018 года. Все здания были в нерабочем, фактически в аварийном состоянии, им требовался капитальный ремонт. Помещения не имели ни крыш, ни бетонных оснований; электроэнергия не была подведена к участку. Такое помещение невозможно было использовать, да и в аренду развалины никто брать не желал.  

2019 год собственник активно работал над подготовкой территории для использования. Летом того же года, в самый разгар реконструкции на объект прибывает комиссия, фиксирует отсутствие производственной деятельности, а следовательно, и условие для начисления штрафов — налицо. Собственника в известность о визите и не думают ставить, всё проводится в келейном режиме.

Только в середине января 2020 года владельцем помещения были завершены все ремонтные работы, включая электрификацию участка (пришлось получать всевозможные разрешения, тянуть много километров кабель) и проведена официальная процедура регистрации вновь установленного ТП.

Наконец, 1 февраля помещения объекта на все 100% были сданы в аренду.

Инвестор и районные власти

Арендатор – российский инвестор,организовал на площадке производство бетонных бордюров, тротуарной плитки, декоративного кирпича и прочих материалов для благоустройства дорожной инфраструктуры столицы республики.

Однако в марте с наступлением пандемии все пути к расширению бизнеса, приобретению и монтажу нового технологического оборудования, привлечению иностранных специалистов-наладчиков, оказались блокированы. Именно по этим причинам вовлечь в производственный процесс более 51% территории оказалось технологически невозможно.

Кстати, арендатор – уроженец Узбекистана, долгое время жил в России, и 2,5 года назад вернулся на родину, воодушевившись обещаниями президента страны, посольства Узбекистана в Москве, о созданных иностранным инвесторам комфортных условий для ведения бизнеса.

Запустив производство, предприниматель сразу создал около 50 рабочих мест, привлек к работе местное население. В 2019 году предприятие произвело около 120 км бордюров, в развитие производства было инвестировано $1,7 млн, оплачено порядка 1,5 млрд сумов налогов.

Сухой остаток для иностранного инвестора-арендатора.

  1. Итак, в феврале арендатор по договору получил для использования ВСЕ, имеющиеся у владельца площади – 1 640 м².
  2. Иностранный инвестор взял на себя обязательство использовать ВСЮ площадь под производство строительной продукции, необходимой для дорожной инфраструктуры. Начал инвестирование и создал цех по производству бордюров, строительной плитки – первый в производственной цепочки.
  3. Началась пандемия Covid-19, которая не позволяет расширить производство – невозможно импортировать технологическое оборудование. Приезд в страну монтажников, для наладки этого оборудования также невозможен.
  4. Как только пандемия завершится инвестор обещает сразу же поставить необходимое оборудования для завершения цикла производства.

Сухой остаток для местной власти. Позиция хокимиата Янгиюльского района.

  1. Нас не интересуют проблемы, с которыми столкнулся арендатор из-за пандемии Covid-19.
  2. Наша забота – исполнение Постановления 666. Не используется площадка на 51%, означает то, что, в конце концов, она будет изъята, но вначале необходимо платить ШТРАФЫ.

Сухой остаток для владельца помещения — арендодателя.

  1. Владелец площадки оказался в безвыходном положении. Он сдал помещение по договору аренды полностью, все 100%.
  2. Арендатор из-за пандемии коронавируса использует менее 51% производственной площади, но штрафы обязан платить владелец помещения и у него грозятся изъять помещение (им отремонтированное и подготовленное для производства) в доход государства.  

Сухой остаток или вопросы, которые редакция nuz.uz, изучившая проблемы владельца помещения и арендатора, задаст хокимиату Ташкентской области.

  1. Постановление 666 возможно и спорное, но не нам обсуждать этот правительственный документ. Мы понимаем, что Постановления правительства необходимо выполнять. Но сегодня, как в нашей стране, так и во всем мире, есть понимание того, что пандемия Covid-19 вносит множество коррективов в действующие законодательства.

Готово ли руководство хокимиата в сложившейся из-за пандемии ситуации изменить свое решение по этой площадке в Янгиюльском районе?

Мнения в редакции разделились.

Одни считают, что чиновникам хокимиата, в данном случае легче следовать положениям Постановления 666 (там не предусмотрен форс-мажор) и не входить в положение арендодателя и инвестора. Почему? На нарушение Постановления могут и с работы выгнать.

Другие журналисты редакции считают, что помочь бизнесу возможно. А если у предпринимателя все получится? Одни чиновники рискуют, а награды получат другие начальники.

Это всем хорошо известная позиция бюрократа.

Но вот в чем проблема. Такая позиция чиновников разрушает сложную и тонкую работу многих министерств и ведомств, ответственных за привлечение частных иностранных инвестиций.

Как быть в таком случае, с российским инвестором, которого могут выкинуть с производственной площадки? Его история против рассказов сотрудников дипмиссий Узбекистана по всему миру о том, как комфортно и защищенно работают иностранные бизнесмены в нашей стране. Кому больше поверят? Вопрос риторический.  

Кстати, редакция nuz.uz не согласна с мнением некоторых участников этого расследования, которые считают, что всё дело в рейдеровском захвате. А Постановление 666 используется для прикрытия отъема чужой собственности.

Почему, спросит читатель, редакция не верит в рейдерский захват? Да потому, что за развитие сектора Янгиюльского района, в котором находится предприятие, ответственность несет прокурор района. А он уж точно не допустит репутационных и имиджевых потерь для Узбекистана.   

А может быть…

Итак, на заданные вопросы будем ждать ответы руководителей Ташкентской области.

Анна Гриценко.

Видео: Михаил Довлатов

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Да просто чиновникам понравился чужой бизнес! Вообще от этих хокимовских и всяких проверяющих один вред не только предпринимателям, но и государству! И обещания президента не стоит и ломанного гроша, когда говорит, что малый бизнес он сам будет защищать! Вот и не хотят инвесторы к нам приезжать! Вор на воре сидит и вором понукает!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей