ПРООН опубликовала доклад «COVID-19 и Центральная Азия: социально-экономические последствия и ключевые политические соображения для восстановления».
По прогнозам экспертов, экономика стран Центральной Азии продолжит испытывать трудности в 2021 г.
В докладе отмечены структурные проблемы, включая чрезмерную зависимость от сырьевых товаров, низкий уровень диверсификации, вторичные рынки труда и неэффективные системы социальной защиты.
I. Согласно докладу, во время пандемии нестабильность цен на сырьевые товары на международном рынке, снижение денежных переводов, рост инфляции негативно повлияли на экономику стран Центральной Азии.
Во-первых, резкое падение цен на нефть и газ стало серьезным сигналом для экономик стран Центральной Азии (в основном, Казахстана, Туркменистана и частично Узбекистана). В то же время, изменения мировых цен на золото принесли пользу экономике Узбекистана (обеспечив 44% от общего объёма экспорта), Кыргызстана (37%) и Таджикистана (17%).
Во-вторых, Всемирный банк прогнозирует, что в текущем году приток денежных переводов в страны Центральной Азии сократится примерно на 28%. При этом указывается на высокую долю денежных переводов в экономике стран региона, которая в Кыргызстане была равна 33% ВВП (2,4 млрд. долл.), в Таджикистане – 29% (2,5 млрд. долл.), в Узбекистане – 15% (6 млрд. долл.) в 2019 г.
Девальвация российского рубля и казахстанского тенге оказала давление на другие валюты Центральной Азии. Ослабление валют Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана продолжается с марта текущего года.
В-третьих, исследования показывают, что рост инфляции в Кыргызстане и Таджикистане, а также рост цен на потребительские товары (в том числе продукты питания) связаны с импортом большей части данных товаров.
Прогнозируемые темпы инфляции на 2020 г. предсказывают значительный рост цен в Кыргызстане и, в меньшей степени, в других странах, и даже их снижение в Узбекистане.
II. Воздействие кризиса на доходы домохозяйств ощущается, в первую очередь, из-за перебоев в деятельности фирм и предприятий и последующей потери рабочего времени, а также из-за сокращения денежных переводов.
В Казахстане в малых и средних предприятиях работают около 3,3 млн. чел. Во время пандемии 69,6% МСП и 71% самозанятых были вынуждены приостановить свою деятельность. Больше всего пострадали работники сферы туризма, других услуг и строительства.
Согласно национальной статистике, в Кыргызстане в 2019 г. насчитывалось около 400 тыс. индивидуальных предпринимателей и 15 тыс. малых фирм. В то же время, большинство микрофирм и МСП в стране работают с неформальными работниками без каких-либо контрактов. В результате карантинных мер в стране 70,8% работников или 1,69 млн. работников неформального сектора потеряли доход.
В Узбекистане МСП составляют 91,8% зарегистрированных предприятий. На их долю приходится 59,4% ВВП, 27% экспорта и 76,3% занятого населения. По мнению экспертов, во время пандемии основными пострадавшими стали рабочие, задействованные в неформальном секторе и мигранты. По данным Министерства занятости, в неформальном секторе работают 7,9 млн. чел. (59,8% от общей численности рабочей силы), из которых 2,6 млн. – трудовые мигранты.
В Таджикистане около 39% работников зарабатывают в неформальном секторе; в формальном частном секторе — 13%; самозанятых – 10%; в государственном секторе – 28 %.
Растущая экономическая диверсификация должна включать цифровое будущее и внедрение новых технологий. Однако в Центральной Азии, за исключением Казахстана, использование Интернета остается низким для большинства стран. К примеру, согласно докладу о человеческом развитии 2018 г., уровень использования интернета и мобильной связи в Туркменистане составил 21% от общего населения, в Таджикистане – 22,5%, в Кыргызстане – 38%, в Узбекистане – 55% и в Казахстане — 79%.
III. Авторы доклада для адаптации стран региона к новым условиям рекомендуют национальным правительствам принять следующие меры.
1. Осуществлять постоянную реализацию мер по борьбе с коронавирусом и другими инфекционными заболеваниями, разработанных организациями здравоохранения. Подчеркивается, что это вселит уверенность в местных предпринимателей и поможет поддержать сектор услуг, являющийся важной частью экономики Центральной Азии.
2. Сосредоточиться на рациональном управлении государственным бюджетом, усилении прозрачности, поддержке долгосрочных реформ социально-экономического развития, а также снижении нагрузки на общество. Указывается также на важность проведения активных экономических реформ с целью привлечения новых инвестиций.
3. Учитывая тот факт, что фриланс (поиск работы в Интернете) в настоящее время является основным способом самозанятости, рекомендуется расширить охват предоставления услуг Интернета на большее количество районов в Центральной Азии.
4. Принять меры по укреплению доверия в формальном секторе и сократить количество лиц, занятых в неформальном секторе экономики, а также усилить социальную защиту нуждающихся лиц.