О том, что жизнь не стоит на месте, я убеждаюсь, расследуя очередные факты мошенничества. Данный вид криминала за последние месяцы приобрел до смешной элементарной формы. Благодаря этому, ловчить стали пенсионеры, вузовцы, работяги, причём как мужики, так и женщины. К лёгкой наживе потянулись молодые и старые, предчувствуя огромные деньги.
В дальнейшем все задержанные нами аферисты повторяли одно и то же: «Хотел сделать мани разом, чтобы потом жить без забот».
Как же решили нажиться молодые и зрелого возраста люди, бабули и дедули, которые никогда не воровали, не грабили, не угоняли авто? Мой дневник «воспел» три случая практически не отличающиеся друг от друга способом совершения.
Вы хотите на несколько месяцев уехать к родне в другую республику. Это здорово, но кто-то должен присмотреть за вашим домом, накормить попугая, полить цветы. Да и неплохо бы за время «турне» получить какой-нибудь доход, например, от сдачи комнаты в аренду.
Вы даёте объявление в газету: Сдаётся дом со всеми удобствами. — И начинаете ждать клиента.
Через день у вашей двери стоит солидный мужчина: шляпа, портфель, рулон чертежей подчёркивают его серьёзность.
— Дом сдаёте? — басом говорит он.
— Да, входите, — отвечаете Вы.
Человек садится, нащупывает в кармане носовой платок, протирает очки:
— Да-с, вынужден временно жить на квартире.
Слово за слово завязывается беседа. Незнакомец рассказывает о себе: кандидат технических наук, пишет докторскую диссертацию. Только вот беда, у него двушка тесная — супруга, внук, тёща не дают сосредоточить мысли. А диссертацию необходимо сдать комиссии через три месяца. Короче, времени в обрез. Вот и решил он арендовать комнату.
«Повезло мне с квартирантом, — думаете Вы, — не студент и не молодожен. Учёный! Будет соблюдать в доме порядок. Мужик малолетних детей не имеет – переживать за мебель и стены не придётся».
— Меня зовут Владимир Ильич, — представляется будущий академик, — можно просто Ильич. Человек я деловой, ценю время своё и чужое, поэтому главный вопрос: сумма аренды? Если такса божеская, то позвольте оставить здесь мои бумаги.
«Видимо, магистр живёт на свою небольшую зарплату, — размышляете Вы далее, — иначе он не заострил бы вопрос платы».
Боясь упустить такого клиента, Вы сбрасываете на 20% ранее продуманную цену.
После недолгого колебания, Ильич лезет в карман:
— Меня всё устраивает. Видимо, деньги нужно внести сразу?
— Еду в Анапу навестить сына. Авиабилет, подарки родне …
— Ясное дело, — басит кандидат наук, и открывает свой тощий портмоне. – Когда можно вселиться? Договорились. Через неделю.
Вы спокойно уезжаете. Что же делает Владимир? Он заранее накропал десяток объявлений, и развесил их на прилегающих к дому улицах: По адресу (такому-то) работает международный телефонный пункт. Студентам, пенсионерам, домохозяйкам скидка 50%.
И потянулась к Ильичу масса людей — все хотят звонить в Канаду, Америку, Германию за полцены. В ожидании связи с забугорной роднёй, список очередников не умещается на трёх листах.
Так проходит месяц. В один прекрасный день учёный вешает на ворота объявление: Пункт временно закрыт по технической причине.
Ещё сутки мошенник отсыпается, пакует навар, берёт шляпу и исчезает.
Вы возвращаетесь домой из Анапы, заходите во двор. Вам в глаза бросаются табуретки, мятые газеты, окурки. «Наверное, кандидат наук читал лекцию студентам, — предполагаете Вы».
В почтовом ящике лежат письма и какой-то непонятный счёт центральной АТС (автоматической телефонной станции). Сумма к оплате пятизначная. Вы улыбаетесь, надо же, почтальон оплошно сунул вам счёт крупной организации. Однако на документе значится ваша фамилия.
Не дождавшись квартиранта, Вы идете в АТС и показываете бумагу. Оператор итоговую цифру подтверждает:
— Тут ошибки нет. С этого номера произведено семьсот звонков.
Вы начинаете что-то сопоставлять: окурки, стулья, хлам во дворе … наводят на дикую мысль.
А что же Ильич, этот без пяти минут академик? Мошенник уже арендовал дом в соседнем районе и повесил объявление:
«… международный телефонный пункт… пенсионерам скидка 50%».
Вы хотите на несколько месяцев уехать в другую республику. Это здорово, но кто-то должен присмотреть за вашей квартирой, полить цветы, накормить кота. Да и неплохо бы за это время получить небольшой доход, например, от сдачи комнаты в аренду.
Вы даете объявление в газету: Сдаю квартиру со всеми удобствами. — И начинаете ждать клиента.
Утром звонок в дверь. На пороге стоит бабуля:
— Квартиру сдаёте? – шепелявит она.
— Да, входите, — отвечаете Вы.
Женщина плюхнулась в кресло:
— Извините, ноги болят. Сидеть бы мне дома, чай попивать, а тут приходится бегать, искать жильё.
Слово за слово меж вами завязывается беседа. Тётка рассказывает о себе: она педиатр, на пенсии семнадцать лет. Имеет свой дом, в котором гнездится и семья дочери… Раньше все жили мирно. Однако дети выросли, стало тесно, каждый хочет иметь отдельную комнату. И оказалась хозяйка в доме лишней …
«Повезло мне с квартиранткой, — думаете Вы, — старухе нужен покой. Гостей тут не будет, мебель и цветы никто ломать не станет».
— Милая, назови сумму аренды, — переходит бабуля к деловой части разговора. — Если цена приемлема, то могу оставить задаток.
«Она живёт на мизерную пенсию, — размышляете Вы, — иначе не заострила бы этот вопрос ». Боясь упустить выгодную клиентку, Вы сбрасываете обдуманный тариф на 20%.
— Меня всё устраивает, — вздыхает женщина, — видимо, нужно заплатить деньги вперёд?
— Еду в Орёл навестить внука. Подарки родне, авиабилет …
— Расходы немалые, — участливо говорит бабуля. — Когда можно вселиться? Договорились. Через неделю.
Вы спокойно уезжаете в Россию. Что же делает старуха? Она едет в город, на рынок купли недвижимости, и вешает себе на шею объявление: Продается 2-х комнатная квартира. СРОЧНО.
Тут же к ней подходит молодой человек:
— Сколько стоит ваша квартира?
— Недорого, милый, — на лице тётки грусть, — улетаю в Казань, потому всего семь тысяч рублей.
На такое везение парень не рассчитывал, ибо в том районе две комнаты стоят десять тысяч.
— Когда можно её осмотреть, — сдерживая ликование, вопрошает он.
— Завтра утром, в семь. Только ты, милок, не опаздывай, а то я уйду в поликлинику.
Затем объявление читает девушка:
— Сколько стоит ваша квартира?
— Недорого. Уезжаю в Казань, поэтому семь тысяч, — шепелявит бабуля.
— Когда можно её осмотреть, — молвит она, чуть дыша.
— Завтра утром, в десять. Только ты, милая, не опаздывай, а то позже мне надо быть в диспансере.
Желающих купить квартиру набралось человек тридцать. Всем старуха назначает время: на 12 часов, 14, 16, 18 …
Утром бабуля в ожидании: на видное место водрузила свой портрет и фотографии, на которых она, молодая медицинская сестра, сидит в кругу фронтовиков.
А вот и первый клиент.
— Заходи, милок, — приглашает женщина, — оглядывай комнаты.
Парню квартира нравится.
– Когда оформим документы, — уже чувствуя себя владельцем, говорит он.
— Все мои бумаги хранятся в жилищном кооперативе. В этот понедельник офис не работает. Значит, через три дня. Только ты оставь задаток, рублей триста, чтобы я других покупателей не искала.
Милок рассматривает фото, ордена, медали. «Повоевала бабуля, испытала немало трудностей», — думает он, отсчитывая пять сотен, и умоляет:
— Хату больше никому не предлагайте, иначе вас кто-нибудь обманет.
В десять утра опять звонок.
— Проходи, милая, — шепелявит старуха, — оглядывай фатеру.
Девице жильё нравится.
— Когда оформим документы? – она уже чувствует себя хозяйкой.
— Все бумаги хранятся в жилищном кооперативе. В этот понедельник офис не работает. Значит, через три дня. Только ты оставь задаток, чтобы я других покупателей не искала.
Милая рассматривает фото, ордена, медали.
— Родная моя, квартиру больше никому не предлагайте, — говорит она, отсчитывая семьсот рублей.
В дверь звонят каждые два часа. Бабуля встречает всех ласково, показывает комнаты. Люди её обнимают, оставляют задаток, и договариваются оформить жильё максимум в течение недели.
На следующий день повторяется то же самое.
Наконец, выпроводив тридцать третьего клиента, старуха пакует собранные деньги, хлопает дверью и исчезает.
Вы возвращаетесь из Орла. Что такое? Цветы засохли, мебель покрыта пылью, любимая кошка едва жива. Где же квартирантка? «Её увезли в больницу, — думаете Вы, — не надо было со старым человеком договариваться».
Ход ваших мыслей прерывает громкий стук. Лишь только Вы открываете дверь, в дом с криком: «Это моя квартира!» – врываются десять человек. Несколько рук хватают вас за горло. Но ситуация быстро проясняется, и все обманутые клиенты идут в милицию подавать заявление на розыск мошенницы.
Георгий Лахтер (Мирвали Гулямов)
Ташкент — октябрь,1988 г.