По предложению Министерства юстиции будет отменено около 2 500 устаревших, создающих бюрократические препоны актов законодательства.
Развитие требует не только прогрессивных идей, но и своевременного отказа от устаревших процедур, бюрократических препон и барьеров. Подобно тому, как избавление от перегруза облегчает передвижение, так и отказ от избыточных документов позволяет институтам, структурам, осуществляющим стремительные реформы, целенаправленно и эффективно мобилизовать основные силы.
Ни для кого не секрет, что реализация программ, направленных на реформирование всех сфер, привела к увеличению количества актов законодательства. Обилие, разрозненность актов приводит на практике к сложности их восприятия, открывают путь к правовым разночтениям и коллизиям, создают условия для зарегулированности и бюрократии.
Для решения этой проблемы в международной практике используется метод «регуляторной гильотины».
Что такое «регуляторная гильотина»?
«Регуляторная гильотина» означает выбор, утверждение, изменение или отмену действующих нормативно-правовых актов посредством их анализа или пересмотра.
То есть в числе главных принципов «регуляторной гильотины» — максимальное упрощение любого регулирующего нормативно-правового акта, необоснованного с точки зрения стратегии экономического развития, считающегося законным и необходимым, но не удобного для общества и бизнеса.
Успешно прошел мировую практику
Этот метод используется в законодательстве таких стран, как Швеция, Республика Корея, Казахстан, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Мексика, Вьетнам, Египет, Кения.
Так, в Японии в этом направлении сформированы «специальные территориальные зоны» для апробирования мер регулирования или снижения административных расходов. В Австралии в 2003 году принят Закон «Закон о законодательных инструментах» (Legislative Instruments Act 2003, LIA).
В Республике Корее в 1998 году был создан подотчетный непосредственном Президенту страны комитет, ответственный за реализацию проекта «регуляторной гильотины», а также разработку мер по реформированию правового регулирования. В Мексике в 1989 году Департамент экономического дерегулирования реализовал проект «регуляторной гильотины».
Что это нам даст?
Сегодня в стране принято 728 законов, 423 постановления палат Олий Мажлиса, 2 538 указов Президента, 2 699 постановлений Президента, 10 245 постановлений Кабинета Министров и 1 895 ведомственных нормативно-правовых актов. Кроме того, в каждом регионе существует огромный массив решений органов государственной власти на местах.
Обилие актов законодательства доставляет неудобства не только населению, юридическим лицам, но и самим госслужащим, осуществляющим правоприменение.
Накануне принятым Указом главы государства внедряется новая система пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства. Утратившими силу признаны около 500 устаревших и потерявших свою актуальность актов Президента. Указом устанавливается ряд новых правил, которым необходимо следовать в процессе нормотворчества. В частности:
Во-первых, на уровне закона устанавливаются конкретные критерии разграничения актов палат парламента, Президента, Кабинета Министров и органов государственной власти на местах индивидуального и организационного характера от принимаемых ими нормативно-правовых актов.
Во-вторых, внедряется практика принятия нового законодательного акта вместо его новой редакции с одновременным признанием, утратившим силу действовавшего законодательного акта, а также ранее принятые подобные законодательные акты будут пересматриваться.
В-третьих, акты, направленные на установление дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и перенос выходных дней, а также организацию проведения мероприятий признаются утратившими силу по окончанию соответствующего года.
Какова будет роль Министерства юстиции?
Необходимо признать, несмотря на то, что более 10 лет велась определенная работа, принимались решения по вопросам оценки регуляторного воздействия актов законодательства и их проектов, однако системная политика в данной сфере не осуществлялась.
Указом, Министерство юстиции определено специально уполномоченным органом по координации деятельности в сфере оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов и их проектов. Это послужит устранению недостатков, открытию новых горизонтов.
При этом внедряется порядок, в соответствии с которым Министерство юстиции ежегодно готовит информацию о состоянии системы оценки регулирующего воздействия в стране, которая публикуется в средствах массовой информации и передается в Администрацию Президента и Кабинет Министров Республики Узбекистан. Это послужит повышению ответственности субъектов регулирования.
В то же время Указ предусматривает институциональные изменения, направленные на обеспечение целостности регуляторной политики. Например, в Министерстве юстиции создается Управление оценки регуляторного воздействия. Во всех органах государственного управления и исполнительной власти на местах будут назначены сотрудники, ответственные за оценку регуляторного воздействия.
Следует отметить, что на новое управление возлагаются задачи по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и разработке мер и рекомендаций по устранению выявленных коррупционных факторов, выявлению пробелов в законодательстве, правил и положений, создающих условия для коррупции, анализу рисков коррупционного характера при применении нормативно-правовых актов на практике.
«Открытая площадка» и обратная связь
Для формирования технологий групповой работы в рамках снижения регуляторного бремени и создания эффективных механизмов сотрудничества на портале regulation.gov.uz внедряется платформа по принципу «открытая площадка» (open platform).
Налаживание эффективных механизмов взаимодействия с научными кругами, бизнес-сообществом и институтами гражданского общества, в том числе налаживание механизмов обратной связи в рамках реализации принимаемых актов законодательства, приведет к обеспечению эффективности деятельности на основе принципа «мало ошибок, больше результата».
Указ также предусматривает инициирование общественностью тематических онлайн-встреч и обсуждений с государственными органами и организациями, применение возможностей «краудсорсинга» в части оценки влияния актов законодательства на правоприменительную практику, в том числе путем проведения онлайн опросов. Внедрение подобных прогрессивных и современных методов работы станет гарантией успеха работ в этом направлении.
Иногда в процессе обновления, реформирования возникают определенные процедуры, правила и нормы, которые абсолютно не соответствуют духу перемен. Не нужно бояться идентифицировать их, вовремя признавать и отказываться от них.
Несомненно, использование современных методов и механизмов, апробированных в международном опыте при оценке регуляторного воздействия, способствует совершенствованию законотворческого процесса, снижению законодательной нагрузки, служит его популяризации и повышению эффективности государственного управления.
Худоёр МЕЛИЕВ,
ответственный сотрудник Министерства юстиции