Год назад 11 сентября 2019 года было образовано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан. При этом, некоторые функции Антимонопольного комитета были переданы Агентству. 11 сентября текущего года, Агентство созвало пресс-конференцию на тему «Защита прав потребителей – одно из приоритетных направлений в Узбекистане», и отчиталось о проделанной работе за прошедший период.
Свою деятельность Агентство начало с инвентаризация 86 действующих законов и анализа 32 проектов документов с целью совершенствования нормативно-правовой базы оценки воздействия действующего законодательства и его проектов на потребителей.
В Закон “О защите прав потребителей” были внесены поправки на основе международно признанных норм, и предложена новая редакция Закона о рекламе, которая находится на рассмотрении в Кабинете Министров.
В то же время в Агентство по защите прав потребителей поступило порядка 11 900 обращений, из которых 28,8% жалоб касалось сферы жилищно-коммунального обслуживания и транспорта, 36,6% –торговли, общественного питания и туризма, 20,5% – социальных и банковских услуг, а также услуг связи и 14,1% – рекламной деятельности.
По словам главы Агентства Элмурата Хаитметова, жалобы в основном касались некачественного предоставления услуг, неправильного начисления оплаты за них, продажи некачественной техники и невозвращения денег.
По результатам рассмотрения обращений в пользу потребителей было пересчитано более 23 млрд 500 млн сумов.
В сфере рекламного рынка были проверены 12 171 объект наружной рекламы на предмет его соответствия требованиям, установленным в Законе Республики Узбекистан «О рекламе», а также Постановлению Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы».
Из этого числа 7 293 (59,9%) не соответствовали требованиям постановления, 1781 объект (сооружение) наружной рекламы не имеет паспорта, свидетельств, разрешений и иных документов, разрешающих их размещение.
В общей сложности Агентством направлены более 3000 писем с предупреждениями владельцам незаконных сооружений. Важно отметить, что управлением регулирования рекламной деятельности Агентства по защите прав потребителей проводится большая работа в период пандемии коронавируса с целью предотвращения распространения недостоверной, неправильной рекламы лекарственных средств, БАДов, витаминов, спрос на которые в данный период возрос.
Было отмечено, что по собственному желанию собственниками демонтировано 225 объектов (конструкций) наружной рекламы. Под требования постановления адаптировано 1232 объекта (конструкции) наружной рекламы. Местные власти направили владельцам объектов, не соответствующих требованиям постановления, 3 504 письма с предупреждением. В настоящее время ведутся работы по адаптации и демонтажу объектов (сооружений), не соответствующих требованиям решения.
Элмурат Хаитметов также сообщил, что Агентством в целях стимулирования качественной деятельности предпринимателей, выдвинута инициатива об учреждении рейтинга “Лучший предприниматель года”. В настоящее время разрабатываются нормативные документы и к концу года планируется составить первый рейтинг.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора