Несмотря на увеличение квот в вузы, самым болезненным вопросом остаются низкие показатели результатов обучения. Прослеживается негативное влияние перехода на тестовую форму оценки знаний выпускников, при которой средние балы из в года в год начали снижаться при увеличении общего количества абитуриентов. Приводим выдержки из статьи эксперта ЦЭИР Мухсинжона Холмухамедова, полная версия, которой выйдет в следующем номере журнала «Экономическое обозрение».
Современное технологическое развитие диктует развитие специальных навыков и компетенций. Нынешние школьники должны будут жить и работать в технологически насыщенной среде, что означает необходимость полного пересмотра имеющихся технологий и стандартов образования и обучения, особенно в области научно-технического образования.
Накопившиеся проблемы
На современном этапе развития государственной образовательной политики Узбекистана упор делается на выявление и развитие талантов у наиболее способной молодёжи. Но надо признать, что существовавшая до этого долгие годы недостаточно эффективная система школьного и внешкольного образования не оправдывала себя.
Это можно увидеть из результатов участия на международных предметных олимпиадах, где представители Узбекистана долгие годы показывали не самые лучшие результаты.
Надо отметить что, основными «медальными» предметами остаются математика и химия, в которой наши ученики стабильно получают медали, а в 2013 года даже были получены 2 золотые медали. В тоже время такие направления, как физика, информатика и естественные науки не смогли обеспечить подобные результаты.
В этом прослеживается негативное влияние перехода на тестовую форму оценки знаний выпускников, при которой средние балы из в года в год начали снижаться при увеличении общего количества абитуриентов.
Несмотря на растущий интерес к получению высшего образования и увеличение квот на поступление со стороны правительства, самым болезненным вопросом остаются низкие показатели результатов обучения. Так, представители Министерства высшего и среднего специального образования отмечают низкий уровень подготовки школьников, поступающих по техническим направлениям. «Всего за 2018-2019 учебный год в вузы страны подали заявки 679 979 абитуриентов (в прошлом году — 729 947 человек). За 13 дней тестирования было принято 69 516 абитуриентов. Но мы ввели 82 900 квот приема. Кандидаты, подавшие заявки на технические специальности, не набрали даже 30 процентов от наивысшего балла (56,7 балла). В результате более 13 000 квот на прием в стране стали вакантными», — цитирует слова представителя Минвуза Kun.uz.
Критическим является то, что самые низкие результаты показывали абитуриенты, желающие овладеть техническими специальностями, стремящиеся работать в технологически интенсивной среде, которая требует особенно качественную подготовку и где пробелы в школьных знаниях никак не могут быть восполнены вузовской программой. Это подтверждается также данными представительства ЮНИСЕФ о качестве образования в Узбекистане.
Подобное положение дел было обусловлено тем, что знания школьников оценивались субъективно, а не в соответствии с утвержденными требованиями и стандартами. В результате родители и школьники, во многих случаях опираясь именно на школьные оценки, были дезориентированы при выборе профессионального развития.
Новые приоритеты в образовании
В настоящее время в целях системного решения вышеприведенных проблем, осуществляется широкомасштабная реформа системы общего образования с внедрением современных образовательных технологий. Главной целью при этом является не «вызубривание» предметов, а развитие у учащихся логического, креативного и творческого мышления, навыков командной работы, умения адаптироваться и находить новаторские решения, повышению мотивации к выбору научно-технической карьеры.
Сегодня многими странами активно внедряется технологии STEАM (Science, Technics, Engineering, Arts, Mathematics) образования, которая была введена в начале 2000-х годов Национальным научным фондом США. Данное понятие объединяет естественные науки, технологию, инженерное дело, искусство и математику, а также используется для обозначения инновационного подхода к научно-техническому образованию. Она предполагает изучение технологий, точных и естественных наук не в качестве отдельных дисциплин, а интегрированно, путем постановки задач, требующих комплексного применения знаний в этих областях.
Необходимость модернизации собственных образовательных стандартов и укрепления научно-технического кадрового потенциала для развития экономики страны актуализируют вопрос внедрения STEАM-методик в систему образования. Для этого в Узбекистане уже создаются предпосылки и необходимые условия. В частности, Президентом Республики Узбекистан утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года.
Исходя из этого проводится масштабная работа по охвату всех регионов Президентскими школами, куда будут отбираться одаренные дети по результатам тестирования на логические мышление, письменного экзамена и собеседования из числа выпускников четвертого класса поэтапно во всех регионах. На сегодняшний уже начали свою деятельность школы в четырех городах — Ташкенте, Намангане Нукусе и Хиве, а также ведутся активные строительные работы по открытию школ в Бухаре, Джизаке, Самарканде и Фергане. А в 2021 году — в Андижанской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.
Ранее, согласно постановлениям Президента Республики Узбекистан, в Ташкенте образованы два государственных специализированных образовательных учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Это школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан. Создание же президентских школ в масштабе всей республики позволит расширить подобную инновационную практику и более широко охватить молодежь научно-техническим образованием, создав для нее благоприятные возможности и перспективы для интеллектуального роста.
Начальное обучение с элементами творчества, основанное на принципах STEM, развивается в Узбекистане и на уровне частных школ. В 2015 году в Ташкенте была создана первая начальная частная школа робототехники Robokidz Education. Здесь преподаются курсы робототехники, начального программирования и «Интернета вещей». В 2017 году открыта «Artel global school» — частная школа, ориентированная на углубленное изучение математики, физики, химии. Обучение также включает робототехнику, 3D-моделирование и программирование.
Поэтапное реформирование системы подготовки одарённой молодёжи на основе передовых стандартов STEАM-обучения послужит всестороннему раскрытию интеллектуального потенциала молодежи, что позволит Узбекистану к 2030 году войти в ряд 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся Международного уровня PISA (The Programme for International Student Assessment).
Мухсинжон Холмухамедов, ЦЭИР
Ну, наконец-то поняли, что тестовая система не эффективна! Почему раньше были по настоящему хорошие специалисты? Потому что экзамены сдавали, как положено, а не «елочки» и «узоры» в тестовых опросниках. Чем больше мы будем полагаться на тестовую систему при приеме в ВУЗы, тем больше «счастливчиков», но совсем не умных студентов будет обучаться в ВУЗах.
Всё что сказано в этой статие обшие фразы.
Советская система оброзования была намного лучше. Призидентские школы итд итп это наливания из путова в поржный.
Кабинеты физики, химии, астономии вшколах пустые комнаты. Нет возможности покозат самые простые опоты. В данный момент нет прдподователей по этим предметам. В школах нет мужчин предподователей или очен очен мало. Нет техноческой базы в школах чтобы потвердит теоретическое знание практикой.
образование вообще, и высшее в частности, полностью разрушено,
И уже не восстановится . Никогда.
а жаль …
Потому что с преподавателей требуют много отчётов. Под названием маьнавият фото отчёты. Требует только маьнавият. А не научных результатов и занятием наукой.