Совместное исследование Noblet Media и Info Sapiens демонстрирует жизненные цели и приоритеты потребителей в 6 странах, включая Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину.
Коммуникационная компания Noblet Media CIS, аффилиат Edelman, в партнерстве с исследовательским агентством Info Sapiens представили комплексное исследование социальных и экономических взглядов потребителей со средним и выше среднего доходом в странах, где
осуществляется деятельность компаний. Подобные исследования уже проводились Noblet Media CIS в сотрудничестве с текущей командой Info Sapiens в 2009-2013 годах, и сегодня обновленные данные как никогда актуальны.
Начало 2020 года значительно изменило повседневную жизнь и привычки людей по всему миру, заставило нас замедлиться и стать более гибкими. Но действительно ли ценности, глобальные цели и мечты потребителей претерпели значительные изменения? Стали ли люди более сплоченными и ответственными? Международное исследование, проведенное в апреле 2020 года, отвечает на эти вопросы и отражает портреты наиболее активных потребителей, задающих тон экономической жизни в шести странах.
«Мы предоставляем коммуникационные услуги на этих 6 рынках уже много лет, отслеживая влияние глобальных и локальных вызовов на поведение потребителей, – отмечает Евгения Панкратьева, генеральный директор Noblet Media CIS. – Безусловно, наши реалии значительно изменились за последние 5 лет. В 2020 году многие факторы, в том числе глобальная пандемия, поставили под вопрос привычные средства и каналы связи. Результаты этого исследования помогают компаниям лучше чувствовать настроения своих потребителей и выбирать правильную стратегию для каждого рынка».
Опрос состоит из нескольких тематических блоков и содержит основные выводы об узбекском и других пяти рынках:
- Личные цели и карьерные возможности.
Как и у жителей других пяти стран, приоритет узбекистанцев чаще всего состоит в улучшении экономического благосостояния (75%). Еще 18% хотят добиться изменений в обществе, а 25% – достичь личной популярности и высокого статуса.
Для сравнения, в Украине доля граждан, которые стремятся изменить положение дел в обществе, составляет 35%, а в Грузии – 13%. Наибольший процент узбекистанцев – 32% – желает работать в международной частной компании. Вторым по популярности желаемым местом трудоустройства стал неправительственный сектор на локальном уровне – 16%. 11% узбекистанцев мечтают об открытии своего дела. Как и во всех странах, кроме Украины, на работе жители Узбекистана (42%) преимущественно не прочь принимать минимальное количество решений, а в личное время уделять большую часть времени друзьям (33%). В ближайшие 10 лет 21% узбекистанцев готов к созданию семьи и детям, в то время как в Грузии и Украине этот показатель составляет 24% и 31% соответственно.
- Личный бюджет и расходы.
Узбекистанцы склонны тратить деньги на внешний вид, что включает расходы на покупку одежды, обуви и средств ухода (29%) и на развлечения, встречи с друзьями (28%). Путешествия составляют 19% расходов (один из самых высоких показателей среди 6 стран) а инвестиции в образование – 6%. Узбекистан – одна из стран, чьи граждане предпочитают хранению денег дома инвестиции в недвижимость (45%), развитие бизнеса и использование финансовых инструментов (по 22%, без учета депозитов). Интересная тенденция наблюдается и с депозитами: 27% считают более надежными депозиты в долларах, нежели в национальной валюте (3%).
- Коронавирус.
В последнее время все страны столкнулись с трудностями, связанными с пандемией. Представители бизнеса, правительства и международных организаций объединили свои усилия, чтобы принять необходимые меры против распространения вируса и должным образом информировать общественность о ситуации. В Узбекистане ситуация очень схожа с Беларусью: жители получают информацию о COVID-19 от органов здравоохранения (70%), местных докторов (82%), а также президента (52%).
И если процент населения, доверяющего органам здравоохранения, составляет 34%, то местным докторам верит 11%, предпочитая слушать ВОЗ (22%). 36% опрошенных считают проблему коронавируса преувеличенной.
Отличительная черта жителей Узбекистана – в их стремлении познать новые грани: они определяют путешествия весомой частью своих расходов, активно потребляют новости и нужную информацию с помощью социальных сетей, и лидеров мнений онлайн. Они не боятся адаптироваться под требования все время меняющейся реальности и делать новые впечатления частью жизни.
Бизнесу стоит брать во внимание желание жителей Узбекистана быть гибкими и трендовыми, внедряя формат удаленной работы в большей мере для своих сотрудников и предлагая клиентам возможности доступа к продуктам и сервисам 24/7.
«Данные опроса будут полезны для всех типов организаций, – заявляет Инна Волосевич, заместитель директора Info Sapiens. –И правительственные организации, и международные доноры могут увидеть, как общаться с наиболее активными гражданами, чтобы эффективнее коммуницировать противоэпидемические меры и необходимые реформы. Бизнес, ориентированный на средний и выше среднего классы в целевых странах, получит полезные данные для построения успешной маркетинговой и коммуникационной стратегии».
О методологии опроса
Исследование представляет собой комплексный обзор социально-экономических взглядов среднего и высшего среднего классов в 6 странах — Украине, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Узбекистане. В каждой стране было проведено 200 очных интервью с жителями городов в возрасте от 18 до 45 лет. Согласно исследованию, представители среднего и высшего среднего класса составляют 50-60% среди жителей городов целевого возраста, являясь группой, принимающей наиболее важные решения о крупных покупках и инвестициях.