Красочная выкладка — самый хитроумный ход, важный канал рекламы и маркетинга производителей табачных изделий.
Учитывая строгий запрет рекламы табака, производители стали активно использовать элементы упаковки, многорядную выкладку сигарет одной или нескольких марок и цветовую гамму конкретных марок на торговом оборудовании. Умело применяется дизайн витрин с табачными изделиями, современные материалы, освещение, форма и цветовая гамма – все это тщательно продумывается, чтобы привлечь внимание покупателя. Витрины, занимающие почти всю площадь стены и обычно помещаемые позади касс, обеспечивают табачной продукции наибольшую видимость. Ее хорошо видно, как изнутри, так и, нередко, снаружи розничного заведения. Получается настоящая реклама, создается ложное позитивное отношение к табачной продукции и ее брендам. Сигаретная продукция порой размещается рядом с конфетами, шоколадками, жевательной резинкой и другими пищевыми продуктами, создавая у потребителей впечатление о том, что табачные изделия являются безвредными, повседневными товарами.
Курильщики хорошо знают свои сорта табака. Продавцы знакомы с размещением, вот вам простое решение мировой проблемы.
Вот как обстоят эти дела в развитых странах мира. По данным исследования проведенного в четырех странах, в Канаде, Австралии, где выкладки табачной продукции запрещены законом, уровень импульсивных покупок ниже, чем в США и Великобритании, где на момент проведения исследования такого запрета не было (в Великобритании он был введен с 2015 года). Обратите внимание, выкладка сигарет в розничных точках способствует импульсивным покупкам – это мнение людей, пытающихся бросить курить.
Запрет на выкладку табачных изделий в нескольких странах мира вызывал поддержку местного населения. Исследования, в 10 провинциях Канады, Новой Зеландии показали, что большинство курильщиков (от 55% до 83%) поддерживают удаление табачных изделий в местах продажи. Интервью с бывшими курильщиками во многих странах мира показали, что красочная, умелая выкладка табачных изделий в местах продажи вызывает «физиологическую и эмоциональную тягу», которая затрудняет отказ от курения.
Исследования, показывают, что запрет на выкладку табачной продукции не наносит экономического ущерба розничным заведениям и даже оказывает позитивное воздействие.
В Программе мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019 — 2022 годы”, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 18.12.2018 г. №4063 предусмотрено введение запрета на выкладку и демонстрации табачной продукции в торговых объектах и предприятиях общественного питания.
На днях в regulation.gov.uz/uz/document/19165 опубликован и широко обсуждается законопроект «О регулировании оборота и употребления алкогольной и табачной продукции», разработанным Министерством финансов Республики Узбекистан. В этом документе норма о запрещении выкладки и демонстрации табачной продукции в розничной торговле отсутствует.
В 43 –х странах мира введен запрет на выкладку табачных изделий в местах продажи и успешно работает в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Ирландии, Исландии, Норвегии, Финляндии, Хорватии, Таиланде, Индии, многих других странах дальнего зарубежья. Из стран СНГ такой запрет действует в Грузии, Беларуси, России, Таджикистане, Туркменистане. Законодательно он недавно был принят, но еще не вступил в силу в Армении, Молдове и Казахстане.
В связи с этим, надеемся на то, что Министерством финансов Республики Узбекистан более ответственно подходят к защите людей от табака и включат в законопроект норму запрета выкладки и демонстрацию табачных изделий во всех местах продажи.
Шухрат ШУКУРОВ, консультант по борьбе против табака Министерства здравоохранения Узбекистана