Один высокопоставленный российский чиновник сообщил, что Россия может получить вакцину от Covid-19 уже в сентябре, и опроверг обвинения в том, что хакеры, работающие на российскую разведку, пытались украсть секретные данные у лабораторий в Соединенном Королевстве, Соединенных Штатах и Канаде.
«Россия может стать одной из первых стран, создавших вакцину, несмотря на миллиарды долларов, которые инвестируются [в разработку вакцины] в Соединенных Штатах, и на усилия всех фармацевтических компаний, работающих над ней, — сказал Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), который финансирует работу над созданием одной из вакцин. — Это немного шокирующая история».
В своем стремлении первой создать вакцину против Covid-19 Россия выбрала такой подход, от которого другие страны отказались: она заявила, что уже через три месяца испытаний будет знать, работает ли ее вакцина-кандидат. Если Россия раньше всех объявит об успехе в создании вакцины, это породит атмосферу конкуренции между различными вакцинами и геополитические споры о том, кто будет ее закупать.
Со своими комментариями Дмитриев выступил после того, как Соединенные Штаты, Соединенное Королевство и Канада сообщили, что хакеры из группы APT29, которая якобы тесно связана с российской разведкой, использовали вредоносные программы, чтобы попытаться украсть данные касательно разработки вакцины.
По словам Дмитриева, России не нужно красть данные у других разработчиков вакцины, потому что российская компания «Р-Фарм» — одна из крупнейших фармацевтических компаний в стране — уже подписала контракт с AstraZeneca на выпуск оксфордской вакцины от коронавируса. По его словам, AstraZeneca передала компании «Р-Фарма» все данные по технологическому процессу и компонентам для полного воспроизводства этой вакцины в России.
«Все, что необходимо для производства британской вакцины, уже было передано компании «Р-Фарм», — сказал он. — AstraZeneca уже подписала обязательства по передаче всего производства британской вакцины компании «Р-Фарм»».
Представители AstraZeneca пока не ответили на нашу просьбу прокомментировать ситуацию. Остается непонятным, должна ли AstraZeneca передать все технологии, необходимые России для производства вакцины, или же, согласно контракту, этот британский фармацевтический гигант отправит производителям посевной материал, необходимый для того, чтобы начать производство вакцины.
Некоторые западные эксперты скептически относятся к сообщениям о том, что Россия сможет начать производство своей собственной вакцины к сентябрю.
Глобальная борьба
Соединенные Штаты, Западная Европа и Китай начали реализацию исследовательских программ и создали цепочки поставок для того, чтобы начать производство вакцины от Covid-19. Хотя переговоры с компанией AstraZeneca дают России шанс на получение доз оксфордской вакцины, если она окажется эффективной, глобальная борьба за поставки может лишить Россию доступа к другим потенциально эффективным вакцинам и заставить ее усиленно продвигать свою собственную программу.
По словам Дмитриева, он насколько уверен в эффективности основной российской вакцины-кандидата, что он согласился вакцинироваться сам и вакцинировать всех членов своей семьи, в том числе своих родителей, которым уже за 70. Эта вакцина, разработку которой финансировал РФПИ и созданием которой занимался поддерживаемый государством Институт Гамалеи в Москве, прошла клинические испытания первой фазы на 50 добровольцах. Пока институт не опубликовал результаты своих испытаний.
Эта вакцина является одной из 26 вариантов вакцин от covid-19, которые в настоящее время разрабатываются в России, о чем сообщила вице-премьер Татьяна Голикова 15 июля. Вакцина-кандидат, разработанная в Институте Гамалеи, представляет собой векторную вакцину на основе ДНК аденовируса, в которую встроен ген коронавируса SARS-CoV-2, чтобы стимулировать иммунный ответ. Она аналогична той вакцине, которую китайская компания CanSino Biologics намеревается испытать в Канаде — одной и тех стран, которые подверглись атакам российских хакеров. Предварительные результаты испытаний CanSino показали, что эта вакцина оказывает ослабленное воздействие на некоторых людей, у которых был выявлен иммунитет к аденовирусу.
По словам Дмитриева, исследователи в России испытывают два различных типа аденовирусных векторов, чтобы уменьшить вероятность того, что ранее сформировавшийся иммунитет снизит эффективность вакцины. Клинические испытания третьей фазы на тысяче добровольцев начнутся 3 августа в России, а также в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, о чем сказал Дмитриев. В 2020 году Россия может выпустить 30 миллионов доз внутри своих границ и около 170 миллионов доз за рубежом. По его словам, пять стран уже выразили заинтересованность в производстве этой вакцины, а некоторые страны уже готовы начать ее выпуск.
Помимо производства вакцин для компании AstraZeneca «Р-Фарма» будет производить собственно российскую вакцину на российских предприятиях. По словам Дмитриева, фармацевтический холдинг Alium, который находится в Москве и принадлежит АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенко, тоже согласился начать выпуск доз основной российской вакцины-кандидата.
Необычный шаг
Российский подход, подразумевающий быструю разработку и испытания вакцины, отличается от подхода Западной Европы и Соединенных Штатов, где исследователи обычно проводят клинические испытания третьей фазы в течение нескольких месяцев, чтобы убедиться в безопасности и эффективности препаратов. По словам Дмитриева, еще одним необычным шагом стало то, что эту вакцину-кандидата получили «значительное» число добровольцев, как в рамках, так и за рамками формальных испытаний. По словам директора Института Гамалеи, он сам и некоторые сотрудники института испытали эту вакцину на себе еще до начала официальных клинических испытаний, о чем агентство «РИА Новости» сообщило в мае. Многие аналитики скептически отнеслись к такому нетрадиционному подходу россиян.
«Нынешняя ситуация с вакциной очень напоминает гонку, и проводимых клинических испытаний недостаточно», — сказал Сергей Шуляк, генеральный директор консалтинговой компании DSM Group.
Однако у России есть опыт разработки вакцин с использованием ДНК аденовирусов. Использовав сходную технологию, она разработала вакцину от вируса лихорадки Эбола, которая была зарегистрирована в России и которую скоро начнут применять в Конго.