В интервью журналу «Экономическое обозрение» начальник Государственной инспекции по надзору над качеством образования при Кабинете Министров Улугбек Ташкенбаев рассказал о кредитно-модульной системе обучения, рейтингах вузов, конкурентоспособности, а также взаимодействии в рамках ЕАЭС и ВТО с точки зрения образования.
В частности, Улугбек Ташкенбаев сказал, что 30 мая 2019 года в Ургенче было подписано межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней. Данное соглашение позволяет гражданам двух государств продолжить образование, минуя процедуру признания, что положительно сказывается на повышении академической мобильности.
Благодаря данному соглашению, за короткий период около трех тысяч наших студентов воспользовались льготами. Сегодня около 30 тысяч наших граждан обучаются в вузах Российской Федерации. Такое же Соглашение о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении подписано 1 августа 2019 года в Минске между правительствами Республики Беларусь и Республики Узбекистан. Мы открыты для многих стран в данном вопросе, при соответствующих гарантиях качества образования.
Важное значение для признания документов об образовании имеет соответствие Международной стандартной классификации образования (МСКО/ISCED 2011). На ее основании более чем в 160 странах были разработаны Национальные стандартные классификации образования, которые уже успешно внедрены в России, Беларуси, Армении, а также в Казахстане и Кыргызстане. В Узбекистане также начата работа в этом направлении на основании Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования» № УП-5812 от 6 сентября 2019 года.
По инициативе Государственной инспекции по надзору за качеством были выпущены методические рекомендации, на основе которых работодателями было разработано более 1000 профессиональных стандартов для 3-го, 4-го и 5-го уровней профессионального образования в Узбекистане, которые будут внедрены в учебный процесс с 2020/2021 учебного года.
Также он коснулся вопросов сотрудничества с ЕАЭС: «Государства-члены ЕАЭС значительно сократили требования к лицензированию и выдаче разрешений трудящимся-мигрантам и продлили срок их трудовой деятельности в стране пребывания.
Все дипломы, кроме фармации, медицины, права и педагогики, взаимно признаются. Это означает, что, если Узбекистан станет членом ЕАЭС, гражданин Узбекистана, который окончил вуз, кроме вышеуказанных направлений образования, будет иметь право работать в государствах ЕАЭС наравне с их гражданами.
При этом, работники, подающие заявления на педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность в другом государстве-члене, должны соблюдать порядок признания документов об образовании, установленный законодательством о трудовых отношениях данной страны.
Согласно правовой норме, изложенной в вышеуказанной статье, в случае вступления Республики Узбекистан в ЕАЭС, не требуется вносить изменения в закон и правила о порядке признания документов об образовании в зарубежных странах, действующих в Узбекистане.
Кроме этого, Евразийская экономическая комиссия планирует принять положение о предоставлении трудящимся и членам их семей по долгосрочным трудовым договорам права на временное или постоянное проживание в стране трудоустройства, что, несомненно, улучшит положение более трех миллионов граждан Узбекистана, которые работают в странах ЕАЭС.
У нас в стране в целях обеспечения качества образования осуществляется аккредитация образовательных учреждений на основе стандартов качества ESG (European standards and guidelines), разработанных с учетом опыта ведущих зарубежных стран совместно с международными экспертами. Также ведется реестр аккредитованных образовательных учреждений для обмена данными и информацией между странами-партнерами. В данной области у нас складывается хорошее сотрудничество с ФГБУ «Росаккредагентство», где наша команда была в прошлом году в целях обмена опытом.
В настоящее время Инспекция по образованию совместно с Министерством высшего и среднего специального образования поэтапно осуществляет интеграцию национальной образовательной системы в международную. С 2020 года мы вступили в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA) как наблюдатели. Из 5 государств-членов ЕАЭС 3 страны являются членами ENQA: Российская Федерация («Росаккредагентство» – 2009, AKKORK – 2015, NCPA –2014), Армения (ANQA – 2017) и Казахстан (IAAR – 2016, IQAA – 2017).
По мнению Улугбека Ташкенбаева, процесс интернационализации в образовании будет ускорен вступлением в ВТО. Узбекистан обладает огромным потенциалом стать образовательным центром. Имеет богатую историю в медицинских, исламских и фундаментальных исследованиях. Современное узбекское образование в области фундаментальных исследований является «плохо реализованным» конкурентным преимуществом Узбекистана. Вступление в ВТО позволит Узбекистану воспользоваться всеми преимуществами в сфере образования.
Надо скорее вступить в ЕАЭС и пользоваться преимуществами этого союза