В Ташкенте сделан важный шаг на пути к улучшению экологической ситуации. В Центре диагностической проверки транспортных средств «Файзабод» (Мирабадский район) прошла масштабная презентация системы «Экологический транспорт». Организаторами мероприятия выступили Национальный комитет по экологии и изменению климата совместно с профильными министерствами и ведомствами.
Почему это важно сейчас?
Несмотря на предпринимаемые государством меры, качество атмосферного воздуха в крупных городах остается серьезным вызовом. Чрезвычайно засушливая осень текущего года, сокращение водных ресурсов и растущие выбросы от промышленности и транспорта привели к тому, что Ташкент регулярно попадает в топы мировых рейтингов по уровню загрязнения воздуха.
Экологическая ситуация напрямую отражается на здоровье граждан. Согласно приведенным данным медицинской статистики, в 2024 году в Узбекистане зафиксирован резкий рост респираторных и аллергических заболеваний. На каждые 100 тысяч населения приходится более 11 тысяч случаев заболеваний дыхательных путей.

Как работает система?
Основанием для нововведений стало постановление Кабинета Министров № 750 от 28 ноября 2025 года. В центре «Файзабод» журналистам и общественности продемонстрировали, как будет проходить процесс проверки: специальное оборудование анализирует состав выхлопных газов автомобиля, после чего транспортному средству присваивается определенный экологический класс и выдается соответствующий стикер.


Этапы внедрения
Система «Экологический транспорт» будет внедряться постепенно, чтобы дать владельцам авто время на адаптацию:
- 1 этап (2025–2027 гг.): Город Ташкент. Столица станет пилотной зоной, где экологический контроль будет отработан в полном объеме.
- 2 этап (2028–2030 гг.): Город Нукус и все областные центры республики.
- 3 этап (2031–2034 гг.): Система охватит все остальные регионы Узбекистана.
Специалисты подчеркивают: внедрение эко-стикеров — это долгосрочная инвестиция в будущее, которая может вернуть Ташкенту чистый воздух.


Как получить стикер
Порядок выдачи экологических стикеров автотранспортным средствам предусматривает их бесплатное предоставление на основании добровольного электронного обращения владельца транспортного средства в уполномоченный орган, а также при регистрации и перерегистрации транспортных средств — на основании экологических нормативов, определяемых по результатам первой бесплатной диагностической проверки.
Путём выдачи экологических стикеров автомобили будут поэтапно распределяться по экологическим категориям «чистые», «средние» и «вредные», обозначаемым соответственно зелёным, жёлтым и красным цветами.
Владелец автотранспортного средства, отнесённого к «средней» или «вредной» экологической категории и получившего соответствующий экологический стикер, вправе добровольно один раз в год без взимания отдельной платы пройти повторную диагностическую проверку с целью улучшения экологической категории данного транспортного средства до «чистой» либо «средней» и по её результатам получить новый экологический стикер.


Границы экологических зон
Определение границ экологических зон на территориях осуществляется местными Кенгашами народных депутатов на основании предложений Экологического комитета.
На территории экологических зон запрещается движение автомобилей, относящихся к «средней» и «вредной» экологическим категориям и не имеющих экологического стикера.
При этом граждане, осуществившие компенсационные выплаты в установленном порядке и размере, а также постоянно проживающие либо осуществляющие трудовую деятельность на территории экологической зоны, имеют право передвигаться в данных зонах без ограничений и запретов.


В Центре диагностической проверки транспортных средств «Файзабод» в рамках данной системы будет проведён эксперимент по диагностической проверке транспортных средств.
В заключение следует отметить, что по мнению организаторов мероприятия, поэтапное внедрение в стране до 2034 года системы «Экологический транспорт» будет способствовать приведению производства и эксплуатации транспортных средств в соответствие с международными стандартами, переходу на высококачественные виды топлива, обеспечению экологической устойчивости населённых пунктов, а также повышению имиджа страны на международной арене.
Михаил Довлатов
Репортаж автора

