В мультимедийном пресс-центре Sputnik Узбекистан состоялся видеомост Ташкент – Москва на тему «Как Узбекистан стал домом для искусства в годы Великой Отечественной войны». В нем приняли участие учитель истории, педагог, публицист, кандидат исторических наук Василий Костецкий, историк, заведующий кафедрой исторически дисциплин Ташкентской духовной семинарии Юрий Флыгин – в Ташкенте и доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Игорь Смекалов – в Москве.
В годы войны Узбекистан стал вторым домом для многих деятелей культуры, а искусство российских художников, эвакуированных в республику, было пронизано искренней любовью к месту, которое их приютило. Как отметил доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Игорь Смекалов, это особенно чувствуется в работах Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Александра Герасимова и Антона Лабаса.
По его словам, в год 80-летия Победы в Москве прошло сразу несколько выставок, посвященных связям России и Узбекистана, без осмысления которых невозможно понять сложную и многомерную историю искусства военного времени. Эксперт напомнил о крупных сериях работ, созданных художниками в эвакуации, в частности о самаркандских линогравюрах Фаворского, узбекской серии Фалька и менее известных, но не менее значимых ташкентских работах Александра Лабаса. Эти произведения, по его мнению, тонко и глубоко передают атмосферу эпохи и переживания людей того времени.
Игорь Смекалов также подчеркнул, что дальнейшее изучение русского изобразительного искусства 1920–40-х годов невозможно без обращения к коллекциям, которые сегодня хранятся в музеях Узбекистана. Именно они позволяют по-новому взглянуть на развитие искусства первой половины XX века.
Эксперт отметил, что серия выставок в Третьяковской галерее, Музее Востока, а также масштабная экспозиция Нукусского музея в подмосковной Истре вновь привлекли внимание к искусству, созданному в эвакуации. Важную роль в этом процессе сыграли и более ранние проекты – выставка работ Ивана Кудряшова в 2021 году и экспозиция, посвящённая Алексею Моргунову в 2024 году, где были представлены произведения из музейных собраний Узбекистана. В завершение он выразил надежду, что сотрудничество с музеями республики будет продолжено.

О гуманитарном и культурном значении Ташкента в годы войны рассказал историк и публицист Василий Костецкий. По его словам, город стал убежищем для многих русских писателей, поэтов, художников и музыкантов. В Ташкенте жили и работали Анна Ахматова, Алексей Толстой, Корней Чуковский, Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Шостакович. Сюда же были эвакуированы «Мосфильм», «Ленфильм» и Большой театр.
Историк и публицист, заведующий кафедрой исторических дисциплин Ташкентской духовной семинарии Юрий Флыгин отметил, что культурная жизнь Узбекистана получила серьёзный импульс ещё в 1920–30-е годы, однако именно опыт военного времени стал поворотным. В годы Великой Отечественной войны в Ташкенте сложилась уникальная среда сотрудничества между представителями культурной интеллигенции из России, Украины, Белоруссии и местными деятелями искусства.
Этот опыт, по его словам, привёл к взаимному обогащению культур и стал основой для расцвета культурной жизни в послевоенные десятилетия. В 1950–70-е годы в Узбекистане активно развивались направления, ранее нехарактерные для республики, – кино, балет, опера и живопись, что стало прямым продолжением тех связей и традиций, которые сложились в годы войны.

