Министерство транспорта Узбекистана представило подробный отчёт о работе по снижению транспортной нагрузки в Ташкенте. Ответ был направлен на запрос председателя Комитета Сената по бюджету и экономическим вопросам Эркина Гадоева, интересовавшегося ходом реализации программы по борьбе с пробками, внедрению системы «Интеллектуальный транспорт» и интеграции общественного транспорта в единую агломерационную сеть.
Документ опубликован на сайте Сената и отражает текущие и будущие меры по повышению эффективности городской транспортной системы.
Ставка на общественный транспорт
По данным Минтранса, в рамках поручений, данных президентом Шавкатом Мирзиёевым на видеоселекторном совещании 9 июля, в столице ведётся масштабная модернизация автобусной сети.
За последний период закуплено 1004 новых автобуса, включая 304 электробуса, 500 автобусов длиной 12 метров и 200 — длиной 18 метров. В результате общий автопарк Ташкента увеличился до 1847 единиц.
Маршрутная сеть полностью переработана: сегодня в столице действуют 164 маршрута, среди которых — соединительные, кольцевые, магистральные и подвозящие линии.
Реформа уже дала заметный экологический эффект — объём вредных выбросов в атмосферу сократился на 93,3 тонны в месяц, а ежедневный пассажиропоток вырос в 2,2 раза и достиг 1,4 миллиона человек. По данным ведомства, около 142 тысяч жителей отказались от личных автомобилей и такси, выбрав общественный транспорт.
Интеллектуальные светофоры и «умные» дороги
Для снижения заторов и повышения скорости движения автобусов внедряется система «Интеллектуальный транспорт», включающая координированное управление светофорами и автоматизированную фиксацию транспортных потоков.
На улицах Навои, Беруни, Фархад, Келес йули, Ахангаран йули, а также на участке Ташкентской кольцевой автодороги уже установлены дистанционно управляемые светофоры и камеры наблюдения за дорожной ситуацией.
Кроме того, на 31 улице общей протяжённостью 79 км появились специальные выделенные полосы “A”, что позволило увеличить среднюю скорость движения автобусов с 18,7 до 24,1 км/ч — рост почти на 30%.
Расширение маршрутов и единая агломерационная система
В планах — интеграция транспортной сети столицы с пригородами. На первом этапе предусмотрено продление десяти автобусных маршрутов и открытие одного нового. Уже запущен маршрут №177, соединяющий город Келес с ташкентским рынком Чорсу.
До конца октября автопарк пополнится ещё 200 электробусами, а в 2026 году — 1000 новыми автобусами различной вместимости. Они будут работать на 48 маршрутах между Ташкентом и пригородами по принципу брутто-контрактов.
После реализации всех проектов в столице будет курсировать 2891 автобус, средняя продолжительность рейса составит 30 минут, а годовой пассажиропоток достигнет 750 миллионов человек.
Ночные маршруты
Согласно постановлению президента от 30 апреля 2022 года, в ближайшее время в городе начнёт работу сеть из 15 ночных маршрутов.
Они свяжут аэропорт, вокзалы, станции метро, торговые центры, крупные предприятия, общежития и больницы.
Автобусы будут курсировать с 22:00 до 06:00, на линии выйдут 54 транспортные единицы. Эта мера должна обеспечить круглосуточную мобильность жителей столицы и снизить зависимость от личного транспорта даже в ночное время.
Комплексный подход к городской мобильности
В Минтрансе подчеркнули, что борьба с пробками невозможна без пересмотра приоритетов в пользу общественного транспорта, экологических технологий и цифрового управления движением.
Ожидается, что комплексная реализация всех мероприятий позволит существенно снизить транспортную нагрузку, повысить экологичность городской среды и сделать передвижение по Ташкенту комфортнее и безопаснее.