В Ташкенте была уже глубокая ночь, когда из Турции пришла печальная весть о кончине ведущей солистки оперной труппы ташкентского Большого театра оперы и балета имени А. Навои, лауреата международных конкурсов, обладательницы ордена «Дустлик» Яники Багрянской. Никогда не думала, что буду писать о ней некролог. Но жизнь порой бывает непредсказуема…
Уход Яники, как взрыв, стал абсолютным шоком для её коллег и поклонников. В это трудно поверить: за несколько дней до смерти она общалась с друзьями в интернете. О её болезни знал лишь самый близкий круг. Она мужественно боролась с тяжёлым недугом. А когда становилось легче, выходила на сцену. К великому сожалению, борьба оказалась неравной. Яника её проиграла. Не помогло и лечение за границей. Как это несправедливо и горько. Но говорят, Бог не спрашивает у нас разрешения, когда забирает к себе людей. Умерла замечательная певица и красивая женщина, обладавшая несгибаемым внутренним стержнем. Её талант заключался в поразительной сценической и жизненной неотразимости. Для музыкальной культуры Узбекистана это невосполнимая утрата.
Янике Багрянской было 57 лет, двадцать девять из которых она отдала любимому театру, создав на его сцене десятки ярких запоминающих главных партий. Она сочетала удивительный талант, сильный голос, данный от Бога, трудолюбие и человечность, скромность и простоту в общении. Помимо этого она обладала и драматическим талантом. Вряд ли кто-нибудь сможет повторить её Амнерис – колоритную и яркую с переплетением противоречивых чувств, среди которых любовь оказывается выше ревности, обиды и мести или пламенную, невероятно гордую и смелую Кармен.
А её Любаша в «Царской невесте»? Драма отвергнутой любви, горькая печаль, жажда отмщения – вот, казалось бы, эмоциональное содержание образа, столь житейски-достоверного, земного в проявлении своих чувств. Но в исполнении Багрянской Любаша перерастала в эпическую фигуру, возвышаясь над конкретными приметами места действия, над обыденностью сценических ситуаций. Любаша – Багрянская – олицетворение могучей властности души, символическое воплощение женского страдания и решимости, энергии и силы воли.

Совсем иной художественный портрет – Азучена в «Трубадуре». Это образ, исполненный драматического пафоса и страстной экспрессии. Здесь, как и в роли Амнерис, Багрянская была яркой вердиевской певицей. Покоряла красота звучания её голоса, пламенная стихийность, масштабность чувства. Особенно захватывал по выразительности знаменитый рассказ Азучены во втором действии, который был подобен вокальной «фреске», наполненной невероятным драматизмом. Эта партия считалась одним из артистических достижений Багрянской.
Яника прожила яркую творческую жизнь. Несмотря на тяжёлую болезнь, она и в последние свои дни неоднократно пленяла нас своим мастерством. Отмечу «Реквием» Д. Верди, в котором она успешно выступила вместе с коллегами М. Норматовой, Б. Садыковым, К. Борчаниновым, сводным хором и Государственным симфоническим оркестром Узбекистана под управлением народного артиста Республики Узбекистан К. Уринбаева. И не только. Вспоминается её участие в недавних концертных программах таких известных коллективов как «Солисты Узбекистана» и «Согдиана». Я видела, как выходя каждый раз на поклон, она была безмерно счастлива, не уставая благодарить судьбу за избранную профессию.


Что же привело Багрянскую на концертную эстраду и оперную сцену? Что сделало её настоящей артисткой? Безусловно, любовь к музыке, которая рано завладела душой Яники. С детских лет она захватила её в плен, и уже не отпускала. Родители, далёкие от музыки люди, по совету бабушки, отдали дочь в музыкальную школу. Они хорошо запомнили тот день, когда она, глядя на тоненькие пальчики родившейся внучки, убедительно сказала: «Она будет хирургом или музыкантом!» И когда девочка подросла, купила ей фортепиано. Вскоре Яна поступила в районную музыкальную школу, занятия в которой шли параллельно с занятиями в школе образовательной и волейбольной секции.
А потом судьба свела её с руководителем детской студии «Солнышко» Тамарой Матвеевной Игуновой, которая ввела девочку в волшебный мир музыки – мир красоты и радостных переживаний. Яника принимала активное участие в спектаклях ГАБТа имени Навои и даже побывала на фестивале в Москве. Она уже тогда начала «примерять» на себя профессию дирижёра хора или учителя музыки. Этим и был вызван её выбор, а в дальнейшем успешное поступление на музыкальный факультет педагогического института, где произошла её судьбоносная встреча с Людмилой Борисовной Негоденко. Она стала первым учителем по вокалу будущей певицы Яники Багрянской.
Именно Людмиле Борисовне суждено было сыграть значительную роль в судьбе своей ученицы. Негоденко учила Янику не только правильному голосоведению, но помогала понимать и чувствовать музыку, поэзию, изучать историю создания написанных композиторами произведений. Вдумчивая и музыкальная ученица быстро усваивала уроки педагога, участвуя практически во всех вузовских концертах. Видя успехи своей талантливой ученицы, Людмила Борисовна посоветовала ей поступать после окончания института в консерваторию
Однако Яника не спешила. Ей очень нравилось работать с детьми, поэтому она поначалу устроилась на работу в школу. Со временем любовь к пению все-таки победила. Вскоре она поступает в Государственную консерваторию Узбекистана на факультет сольного пения и академической подготовки в класс Софьи Анатольевны Цой, которая следила не только за техникой пения своей студентки, но учила и сценическому искусству. А та, с присущим ей упорством, всецело отдавалась работе. Так незаметно наступил выпускной экзамен по специальности, на котором она получила высший балл.
Ну а дальше последовало приглашение в стажёрскую группу ГАБТа имени А.Навои. Со своим меццо-сопрано Багрянская пришлась ко двору. Бесспорно, театр стал во всех отношениях хорошей школой для начинающей певицы: креп и выравнивался голос, накапливалось сценическое мастерство, обогащался и духовный мир. Так музыка составила содержание, смысл её жизни. С каждым годом расширялся репертуар певицы, с каждой ролью раскрывалась её творческая личность. Её первые партии – Ольга в «Евгении Онегине» и Полина в «Пиковой даме» П. Чайковского. Потом последовали Ульрика в «Бал-маскараде» Дж. Верди и Далила в «Самсоне и Далиле» К. Сен-Санса. А далее Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, Азучена в «Трубадуре» и Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова и многие другие. Она выступала на сцене в самых разных амплуа, будь то трагические, лирико-драматические, характерные или возрастные роли. В них всегда подкупала правда созданного певицей образа, непосредственность переживания, а не техника исполнения, которая никогда не превращалась у неё в самоцель, а помогала ярче и точнее выразить тот или иной характер.


Вся жизнь Яники проходила на сцене. Слушатели уже давно стали ходить «на Багрянскую». Они устраивали ей овации, дарили цветы, а она продолжала работать над собой. Поэтому каждая спетая ею фраза, как правило, несла в себе образ, настроение, характер, причём не в статике, а в движении, динамике. Будучи настоящим художником, певица давала нам почувствовать, как вызревает тот или иной драматический конфликт произведения. Свою технику и мастерство она направляла к достижению одной цели – воплощению образной сути музыки, её неповторимого эмоционального строя.
Оперную деятельность Багрянская успешно совмещала с концертной, дополняя одну другой. В камерных концертах восхищало её мастерство художественного перевоплощения, стилистическая чуткость, искусство тембровой расцветки спетого слова. В их программах звучали сочинения разных веков и стилей – оперные партии, вокальные циклы, романсы, народные и эстрадные песни. Она исполняла арии из кантат И.С.Баха, опер Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта. С удовольствием пела певица романсы композиторов Узбекистана: Б. Гиенко, С. Юдакова, А. Вареласа, Ф. Янов-Яновского и других. Каждый романс она превращала в маленький спектакль, подобный маленькой жизни, кусочек которой слушатель вдруг успевал увидеть.


В 2012 году за особый вклад в развитие и пропаганду отечественного искусства, Яника Багрянская была удостоена ордена «Дустлик». В одном из интервью певица призналась: «Это не только моя награда, но и моего любимого коллектива, который все это время был со мной на пути к ней. Он (коллектив) – мой советчик, моя поддержка и мой судья! Ну а я буду продолжать работать и стремиться к новым рубежам». Так что не в характере Багрянской было останавливаться на достигнутом. В течение всей своей жизни она следовала одному принципу: «Никогда не оглядываться назад. Идти вперёд и только вперёд!».
У неё было много грандиозных планов и задумок, но судьба распорядилась иначе. Коллеги и поклонники её таланта очень надеялись, что певицу за заслуги в отечественной культуре и многолетнюю плодотворную деятельность, наконец-то, отметят, и она получит высокое звание заслуженной артистки республики. Каждый год ждала этого счастливого момента и Яника. Но, увы, не случилось… Её светлая ангельская душа ушла безвозвратно в небеса…
Сегодня в театре и консерватории всеобщая растерянность, от которой нельзя прийти в себя и понять, что лучезарной Яники Багрянской больше нет. Она была лучиком солнца, который согревал нас. Лучиком, который проникал в тёмные уголки наших душ, заливая их ярким светом. Она останется в нашей памяти как искренний, красивый и неравнодушный человек, достойный того, чтобы о ней помнили.
Покойтесь с миром, наша Звезда, все наши молитвы сегодня о Вас…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива автора.