Известие о том, что на Черваке планируется строительство крупного международного курортного объекта, всколыхнуло общественность и экоактивистов. Блогеры возмущаются, а местные жители «за».
Для того чтобы понять нужен ли Узбекистану гигантский курорт на Чарваке, необходимо разобраться в самой его идее, концепции, и ответить на вопросы, для кого и для чего он предназначен.


Известно, что инициатором проекта выступил президент Шавкат Мирзиёев. За основу проекта взят курорт Sea Breeze на побережье Каспийского моря неподалеку от столицы Азербайджана Баку, владельцем которого является популярный певец и не менее известный бизнесмен Эмин Агаларов.
Было интересно узнать, что представляет собой курортный бренд Sea Breeze, вокруг которого развернулись жаркие дискуссии. С этой целью на Каспий отправилась внушительная делегация из Узбекистана в составе представителей Министерства экологии, Центра государственной экологической экспертизы, а также блогеров и журналистов.

Итак, знакомство с Sea Breeze
Sea Breeze расположен на Апшеронском полуострове Каспийского моря, его строительство началось в 2006 году. Отведённая площадь под застройки составляет 500 га с протяжённостью береговой линии 22 км. Его огромные масштабы хорошо видны с самолета при взлете или посадке в аэропорт Баку.
Оказавшись на территории, не покидает ощущение сумбурности, городской суеты. Понятия курорта в чистом виде здесь нет, скорее город-курорт или город-спутник Баку. Кисловодском или Карловыми Варами здесь не пахнет.


И если сравнивать, то с такими всемирно известными курортами, как Тенерифе, Сен-Тропе, Пафосом или Мальдивами и Бали. В воздухе витает дух денег. Начинаешь понимать, что это чисто девелоперский проект. Эмин Агаларов на своей презентации и не скрывал, что для него это прежде всего, девелоперский бизнес-проект.

Он рассказал, что еще 20 лет назад начал скупать земли у частников, голые песчаные участки. В настоящее время уже застроено 3,5 млн кв. м из 6,5 млн кв. м первого этапа.
Что входит в инфраструктуру Sea Breeze? От одноэтажных вилл, гостиниц, апарт-отелей до высотных комплексов, включающих большой выбор недвижимости. Помимо этого, здесь находятся модные рестораны, SPA и фитнес-центры.


Туристский сезон здесь длится всего месяца три, но для тех, кто хочет проводить в Sea Breeze круглый год, предусмотрены круглосуточные маркеты, медицинский и Anti-Aging Center, консьерж-сервис, школа на 1500 мест, детский сад, службы доставки, пирс для яхт и катеров и другие объекты.


Здесь продается и покупается, сдается в аренду буквально всё. Квартиры, виллы, номера и даже электрокары. Цены, конечно же не дешёвые. По словам Эмина Агаларова в Sea Breeze имеются уже 17 000 резидентов. Резиденты могут сдавать в аренду свои квартиры, виллы, заключив договор с управляющими компаниями, электрокары тоже. В сезон, численность обслуживающего персонала достигает 15 000 человек.
К слову говоря, персонал Sea Breeze вышколенный, сервис на высочайшем уровне и это огромный плюс, который стоит учесть в проекте на Чарваке. Большинство сотрудников хорошо владеют русским языком. Менеджеры объясняют просто – элементарный маркетинг, 70% гостей Sea Breeze из стран СНГ, а 30% составляют местные туристы.

Sea Breeze и окружающая среда
По словам Эмина Агаларова, 20 лет назад, на момент скупки земельных участков, сточные воды сбрасывались в море.
«В первые годы у нас не было канализации, переработка производилась сотнями очистных сооружений. Очищенная вода использовалась при поливе. Однако по решению президента была протянута канализация длиной 50 км. То есть единый коллектор, который собирает сточные и канализационные воды. Это дало возможность подключиться к системе не только нам, но и местному населению. Возможно это стало благодаря тому, что удалось привлечь крупные инвестиции, и государство увидело выгоду в строительстве инфраструктуры. То же самое будет и на Чарваке», — сообщил Агаларов о решении проблем с канализацией.
Он также особо подчеркнул, что все эти годы вода у берегов постоянно берется на анализы и принятые меры уже сказались, вода стала намного чище, чем 20 лет назад.


Побережье Каспия известно своими не совсем приветливыми ветрами, поднимающие песчаную пыль. Для защиты курортного города, создается зеленая зона. На территории растут 20-метровые деревья, за последние три года высажено более 10 млн растений и деревьев на общую сумму 35 млн долларов. В планах компании Agalarov Development высаживать минимум 3 миллиона растений в год.
Растения завозятся преимущественно из Испании, Турции и других стран, которые адаптируются к местному климату специальным департаментом, занимающейся озеленением.
Уже сейчас на территории растут пальмы, кипарисы, олеандры и другие деревья и растения, присущие курортным местам. При этом Эмин Агаларов отметил, что для лучшей приживаемости растений, они вынуждены завозить грунт за 100 км из горной местности. Дорого, но оправданно.

Sea Breeze Uzbekistan на Чарваке: как это будет?
Эмин Агаларов заявлял, что Чарвак ему очень понравился. Не понравиться Чарвак не может, он нравится всем. Но, климатические, природные условия и рельеф Каспия резко отличаются от Чарвака. Если Sea Breeze расположен на равнинной местности, а Каспий является естественным морем с соленой водой, то Чарвак представляет горную местность с уникальными природными условиями и самое главное, рукотворным водохранилищем с пресной питьевой водой.
Недаром, еще до строительства Чарвакской ГЭС, в устье реки Чаткал существовал известный санаторий Абу-Рахмат, оказавшийся в зоне затопления.
Чарвак богат флорой и фауной. Многочисленные горные лечебные травы и растения, фисташковые деревья и боярышники, орехи и т.д. Сохранились грушевые деревья, высаженные 80 и даже 160 лет назад, которые до сих пор плодоносят.
Как говорят местные жители, заметно увеличилось поголовье медведей, лис, диких кабанов, фазанов. Кабаны нет-нет загуливают на огороды горцев. К месту говоря, местные жители вовсе не против строительства курорта на их землях. Их больше волнует трудоустройство и при строительстве, и непосредственно на самом курорте.
Проект строительства курорта на Чарваке, Эмин Агаларов в декабре прошлого года представлял президенту Узбекистана, повторяться не будем. Проект предусматривает строительство курорта на обоих берегах водохранилища. И здесь выявился любопытный исторический момент, о котором мало кто знает.


Случайно или не случайно, но выбор места под строительство на северном побережье в районе местечка Боло-Дала, удивительным образом совпал с амбициозным проектом советского времени. Тогдашний руководитель Узбекской ССР Шараф Рашидов задумал на этом месте построить масштабный пионерлагерь, аналог всемирно известного лагеря «Артек».


На левом снимке насосная станция так выглядела в 2014 году. На правом 15.07.2025г.
Для снабжения питьевой водой на реке Кок-Су была построена насосная станция и возведены гидротехнические водозаборные сооружения. Вода должна была подаваться по 25-километровому водопроводу.

Но Союз развалился, оборудование насосной станции растащили, гидротехнические сооружения разрушил сель и проект на этом приказал долго жить.
Проектантам Sea Breeze Uzbekistan стоит это взять на заметку, чтобы планировать из какого источника организовывать снабжение питьевой водой крупного курорта.
Как будет выглядеть курорт? Одно дело проект, а другое – рабочие чертежи и его реализация. Понятно, что архитектурный дизайн и чертежи в рабочем процессе подвергаются изменениям, но вопрос каким? Например, высотки хорошо смотрятся на равнинах и мегаполисах, но никак в горах. В горах высотки только уродуют пейзаж, естественную красоту местности. Выше гор могут быть только горы!
В этом плане, можно согласиться с Эмином Агаларовым, когда он сказал, что «на Чарваке на плоской части здания могут быть 5−7 этажными. А дальше они превратятся в таунхаусы в 2−3 этажа, а где совсем большой уклон, могут быть домики и виллы».
Правда одно высказывание Эмина в части заполняемости водохранилища довольно спорное. Агаларов настаивает на полной заполняемости Чарвака до 2,5 млн кубометров, когда в настоящее время оно заполняется на 1,5−2 млн кубометров.

Этого бы всем хотелось, удобно же купаться, когда вода недалеко от берега. Но, здесь надо учитывать, что водохранилище прежде всего предназначено для выработки электроэнергии на Чарвакской ГЭС, во вторую очередь для полива в сельском хозяйстве, и только в третью очередь, для отдыха трудящихся.
Объём воды регулируют не курортники, а гидрологи и гидроэнергетики. Поскольку от этого зависит безопасность не только самой плотины и ГЭС, но и всех населенных пунктов, расположенных по левому берегу реки Чирчик, включая столицу.
Sea Breeze Uzbekistan на Чарваке и экология. Самая болезненная тема
На первом этапе, при общей отведённой площади в 500 га, строительство охватит 300 тыс.кв. метров, инвестиции составят порядка 300-400 млн долларов. По расчетам, инвестиции в проект всего курортного комплекса составят около 10 млрд долларов. Агаларов уверен, что таких инвесторов найдет. В то же время честно признает, что если проект будет не экологичным, то станет провальным.
Его слова „Если я не создам хорошую экологию, то место, которое понравится людям, я никак не продам “, поддержал министр экологии Азиз Абдухакимов, подчеркнув, что надо опираться на опыт других стран, где создаются успешные туристические проекты.
Надо честно признать, хоть на Чарваке природные условия хорошие, но канализации нет. Сброс сточных и канализационных вод идет практически в водохранилище. В лучшем случае, домовые хозяйства и зоны отдыха имеют выгребные ямы. Об очистных сооружениях речи не идет. В советское время был проект строительства канализационной системы от Юсупханы до Газалкента. Были завезены трубы большого диаметра, но опять-таки развал Союза помешал реализации этого проекта. Трубы, которые были свалены на Т-образном перекрестке возле Юсупханы, внезапно исчезли.
Эмин Агаларов предложил разумное решение этой проблемы. Закольцевать коллекторной сетью весь периметр Чарвака, что позволит собирать сточные и канализационные воды со всех жителей и организаций, расположенных по побережью.
Но на какие средства строить коллекторную сеть? У государства денег на это нет. Здесь компания Agalarov Development предложила часть своей прибыли в 30% направлять целевым назначением на систему канализации.
Компания обещает не только сохранять существующие зеленые насаждения, но и высаживать новые, а также завозить экзотичные виды растений и адаптировать к местным условиям.
И еще одна важная деталь, на которую обратил внимание министр экологии Азиз Абдухакимов. По его словам, на сегодняшний день, предприниматели стремятся строить свои объекты как можно ближе к воде. В отличие от них, компания приняла решение строить курортные объекты не ближе 500 метров от береговой линии.
Он также отметил, что специалисты министерства приехали в Sea Breeze не зря. Ознакомились с ходом строительства, работой лаборатории, технологией контроля качества воды, и другими процессами, касающимися вопросов экологии.
В данное время стало очевидным, что хаотичная застройка, которая ведется на Чарваке наносит ущерб не только природе, экологии района, но и ухудшает качество жизни. Об этом говорили и министр экологии, и Эмин Агаларов. Необходим системный подход, структуризация дорожной, канализационной и других систем под единым управлением.
Наверное, поэтому Агаларов выступил с инициативой создания международной независимой экологической экспертизой, куда бы вошли как местные, так и иностранные эксперты, и специалисты.

В прежние времена, вся территория Чарвака была общедоступной, сейчас же, когда многие зоны отдыха стали частными, доступ к воде значительно сузился. Как быть бюджетникам? Эмин Агаларов заверяет, что доступ к бесплатным пляжам будет свободным, при той же пляжной инфраструктуре, что и на платных. Также будет свободный доступ к ресторанам и кафе, другим торговым и развлекательным заведениям.


… А тем временем, в местечко Боло-Дала завезено огромное количество новой современной техники и начаты подготовительные работы. Пока идет планировка и зачистка площадки от мусора.
Ну, и немного мечтаний
Понятно, что прибыль будут приносить богатые, которые будут покупать недвижимость на этом курорте. Но прав был министр экологии, когда говорил, что если не будет массового туризма, то и богатым там делать нечего.
Конечно же, если будет удобная доступность и приемлемые цены, то массовый турист потянется. И вот здесь хочется помечтать.
- Хочется, чтобы не было пробок от Ташкента до Чарвака.
- Если мы говорим о массовом туризма, то хочется, чтобы отменили абсурдный по своей сути запрет на движение туристических автобусов в Чарвак. Один автобус может заменить до 10 легковых авто. Это насколько уменьшатся выхлопные газы. А если брать в масштабах? Вот вам и экология.
- Хочется, чтобы охрана была приветливой, дружелюбной, но строгой.
- Хочется, чтобы была удобная, многоуровневая парковка.
- Хочется, чтобы персонал был таким же обученным и вышколенным, как в Sea Breeze.
- Хочется, чтобы цены были такими же доступными как в Египте, Турции, Мальдивах и Бали.
- И когда это все сбудется, хочется на закате удобно устроиться в шезлонге с бокалом хорошего вина и заморскими морепродуктами, вглядываться в водную гладь, релаксировать и строить планы на будущее.
Однако размечтался…
Ну, а если говорить серьезно и Эмину Агаларову удастся реализовать свой проект, где будут зоны отдыха, отели, школы, спортивные площадки, такие же мини виллы, торговые комплексы, рестораны, зеленые парки и куча других развлекательных комплексов, то думается от этого выиграют все. Агаларов получит своё, Узбекистан получит свой город-курорт и за границу будет необязательно ехать отдыхать, а местные жители будут обеспечены стабильной работой.
Самая главная идея проекта, заключается в его словах «я действительно хочу, чтобы Sea Breeze стал самым экологичным курортом в мире».
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
P.S. Автор этих строк заключил пари с Эмином Агаларовым на предмет соблюдения всех жёстких требований предъявляемых к такого рода объектам. Кто станет победителем, станет ясно, когда курорт распахнет свои двери и примет первых гостей.
Всё это вроде понятно, как обычно — гладко на бумаге, но вмешалися овраги. Сравнивать проект, который был реализован на берегу Каспия с этим проектом на берегу водяной житницы Ташкента, как то не есть хорошо.
Т. к. водоснабжение Баку осуществляется не из Каспия!! А водоснабжение Ташкента — с Чарвака , так что, почувствуйте разницу. Вся проблема бессмысленной риторики в том, что этот проект будет реализован, т.к. его инициировал президент. Вот и всё. А через определенное время, если будут возникать проблемы с качеством воды и пр. , про этого Эмиля вспомнят, только что толку. Так что, сравнивать Каспий с Чарваком, это, мягко говоря, вопрос к недоучкам, которых сейчас пруд пруди, к сожалению.