back to top
34.6 C
Узбекистан
Вторник, 1 июля, 2025

В Узбекистане предложили пересмотреть минимальный размер алиментов в связи с ростом потребительских расходов для нужд детей

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,650ПодписчикиПодписаться

26 июня 2025 года, в Ташкенте продолжило свою работу восьмое  пленарное заседание Сената Олий Мажлиса. На на нем был обсужден и одобрен парламентский запрос в Кабинет Министров Республики Узбекистан, касающийся необходимости реформирования системы взыскания и выплаты алиментов. Сенаторы подняли крайне важный и давно назревший вопрос — пересмотр минимального размера алиментов с учетом роста стоимости жизни и базовых потребностей детей. В нем принимали участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местного Кенгаша, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации. Пленарное заседание провела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Сегодня размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, согласно статье 99 Семейного кодекса Республики Узбекистан, не может быть ниже 26,5% от установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это правило, возможно, было актуальным 10–15 лет назад. Например, в 2019 году МРОТ составлял 501 959 сумов, но в современных социально-экономических реалиях оно практически утратило защитный потенциал, если посмотреть как изменялся Семейный Кодекс, можно обнаружить, что были изменения в статье 99 Семейного Кодекса.

Статья 99. Размер алиментов, выплачиваемых родителями несовершеннолетним детямСтатья 99. Размер алиментов, выплачиваемых родителями несовершеннолетним детям
Если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.Если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
взыскиваемых алиментов на каждого ребенка должен быть не меньше семидесяти пяти процентов установленного законодательством минимального размера заработной платы.Размер взыскиваемых алиментов на каждого ребенка должен быть не меньше 26,5 процентов установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
  

Вот наглядное сравнение, вторая часть этой статьи была изменена с 75% МРОТ, до 26,5 %. Практически в три раза, от сюда вытекает вопрос, дети от этого перестанут потреблять?. 

На 2025 год МРОТ составляет 1 155 000 сумов, а значит, минимальные алименты на одного ребенка — всего около 306 000 сумов.
Для сравнения: минимальные потребительские расходы (МПР), рассчитанные Министерством экономики и финансов, составляют 669 000 сумов. Несложно посчитать, что установленный минимум алиментов покрывает менее 50% базовых потребностей ребенка.

Применяемый сегодня расчет алиментов на основе МРОТ фактически превращает алиментные обязательства в формальность, не обеспечивая достойного уровня содержания ребенка. В правоприменительной практике это порождает массу конфликтов, недоверие к судебной системе и затягивание исполнения решений. Для сравнения, в Казахстане минимальные алименты также рассчитываются как процент от дохода, но суды активно ориентируются на прожиточный минимум при установлении суммы выплат. В России минимальная сумма алиментов не установлена в абсолютном выражении, но используется подход, где суды ориентируются на МРОТ и прожиточный минимум в регионе. В европейских странах алименты рассчитываются на основе конкретных потребностей ребенка, с учетом уровня жизни родителей, что обеспечивает более справедливое распределение обязанностей.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, в частности, статьей 77, родители обязаны заботиться о своих детях и обеспечивать их содержание до наступления совершеннолетия. Это — не просто моральная установка, а юридическая обязанность, закреплённая также в Семейном кодексе Республики Узбекистан.

Согласно статье 99 СК РУз, алименты на одного ребенка, взыскиваемые в судебном порядке, не могут быть ниже 26,5% установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). На 2024 год МРОТ установлен в размере 1 155 000 сумов, соответственно минимальная сумма алиментов составляет порядка 306 000 сумов в месяц.

Однако, с 1 января 2025 года минимальные потребительские расходы (МПР) в Узбекистане официально составят 669 000 сумов. Несложные расчёты показывают: установленный минимум алиментов покрывает менее 46% от базового потребительского минимума и это — без учета возраста ребёнка, особенностей его питания, медицинских и образовательных расходов.

Мнение авторов: «Сегодня минимальные алименты — это сумма, на которую невозможно обеспечить ни питание, ни одежду, ни лекарства. Закон должен учитывать реальные потребности ребёнка, а не формальные показатели. При расчёте алиментов должна использоваться минимальная потребительская корзина, а не МРОТ, который не пересматривается в соответствии с инфляцией».
Ребёнок — это не формальность. Его базовые потребности должны быть приоритетом социальной политики.
В Конституции Республики Узбекистан, статья 77 закрепляет обязанность родителей содержать своих детей до совершеннолетия, что подкреплено Семейным кодексом. Но к сожалению на практике наблюдается рост случаев уклонения от материального обеспечения детей. В 2023 году за подобные нарушения к административной ответственности было привлечено 5 697 лиц, а в 2024 году этот показатель вырос на 35%, достигнув 8 833.

Кроме того, суды выносят все больше обвинительных приговоров за уклонение от уплаты алиментов — в прошлом году их было 1 109. При этом взыскание алиментов осложняется ситуациями, когда должники не имеют постоянного дохода или официального трудоустройства.

Сенаторы также выразили обеспокоенность затягиванием процесса присоединения Узбекистана к Гаагской конвенции о международном порядке взыскания алиментов, что осложняет взыскание алиментов с родителей, проживающих за рубежом. Кроме того, необходимость интеграции единой информационной системы исполнения алиментных обязательств с электронными платформами Минэкономики и Казначейства стала еще одной актуальной задачей.

На сегодняшний день из Фонда выплаты алиментов было выдано 40,6 млрд сумов 1 723 взыскателям, однако возврат средств в фонд составляет всего около 2% или 812 миллионов сумов, что указывает на недостаточную эффективность существующих механизмов. Нужно вводить новые механизмы, либо же совершенствовать имеющиеся, такие как, введение ежегодной индексации алиментов в зависимости от инфляции и официально утверждённых потребительских расходов, это позволит избежать ситуации, когда установленная сумма теряет реальную покупательную способность.
Еще не менее важный институт автоматизации, что очень важно в эпоху цифровизции, интеграция исполнительных листов с банковской системой и налоговой службой позволит в автоматическом режиме удерживать алименты с заработной платы и других доходов должников без необходимости обращения в суд или к судебным исполнителям.
Немаловажную роль в улучшении ситуации могут сыграть правозащитные организации, которые могут предоставлять бесплатную юридическую помощь матерям-одиночкам и выступать посредниками между взыскателями и государственными органами, они формируют гражданское общество в нашей Республике и занимаются безвозмезной помощью, за что им оргомная благодарность.

Хочется добавить мнения экспертов и их предложения, по данному вопросу:
Председатель Комитета Сената по вопросам молодежи, женщин, культуры и спорта Орзигул Муйдинова подчеркнула:
«Минимальная сумма алиментов должна быть привязана к реальным потребностям ребенка и учитывать возраст, особенности здоровья, образовательные потребности. Сейчас сумма алиментов практически в два раза ниже минимальных потребительских расходов, что недопустимо. Необходим комплексный пересмотр нормативной базы.»

Экономист и специалист по социальной политике Нигина Саидова добавляет:
«Рост инфляции и потребительских цен требует адаптации социальных гарантий. Привязка алиментов к минимальной потребительской корзине, а не к МРОТ, станет логичным шагом для повышения уровня жизни детей, оставшихся без полноценного родительского содержания.»

В итоге Сенат направил в Кабинет Министров официальный запрос с рекомендациями пересмотреть минимальный размер алиментов и принять меры для усиления контроля и эффективности взыскания. Решение этой проблемы напрямую влияет на благосостояние и защиту прав тысяч детей в стране. Таким образом, вопрос минимального размера алиментов выходит за рамки частного семейного конфликта — это вопрос государственной значимости, напрямую влияющий на реализацию прав ребёнка. Приведение законодательства в соответствие с современными социально-экономическими реалиями, является важным шагом к формированию справедливой и ответственной социальной политики в Узбекистане.
Будем следить дальше за этой информацией. Теперь слово за правительством нашей страны. Общество ждёт не только обсуждений, но и конкретных решений.

Авторы: Бердиев Аброр главный консультант отдела юстиции Мирабадского района и Башмаков Дэвид студент 3-го курса ТГЮУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Рынок «Урикзор» в Ташкенте закрыт не из-за электричества, а из-за проблем с пожарной безопасностью

Ташкент, Узбекистан. Популярный в Ташкенте строительный рынок "Урикзор" временно прекратил работу, однако причиной тому является не отключение электроэнергии, как...

Больше похожих статей