26 июня 2025 года, в Ташкенте продолжило свою работу восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса. На на нем был обсужден и одобрен парламентский запрос в Кабинет Министров Республики Узбекистан, касающийся необходимости реформирования системы взыскания и выплаты алиментов. Сенаторы подняли крайне важный и давно назревший вопрос — пересмотр минимального размера алиментов с учетом роста стоимости жизни и базовых потребностей детей. В нем принимали участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местного Кенгаша, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации. Пленарное заседание провела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Сегодня размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, согласно статье 99 Семейного кодекса Республики Узбекистан, не может быть ниже 26,5% от установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это правило, возможно, было актуальным 10–15 лет назад. Например, в 2019 году МРОТ составлял 501 959 сумов, но в современных социально-экономических реалиях оно практически утратило защитный потенциал, если посмотреть как изменялся Семейный Кодекс, можно обнаружить, что были изменения в статье 99 Семейного Кодекса.
Статья 99. Размер алиментов, выплачиваемых родителями несовершеннолетним детям | Статья 99. Размер алиментов, выплачиваемых родителями несовершеннолетним детям |
Если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. | Если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. |
взыскиваемых алиментов на каждого ребенка должен быть не меньше семидесяти пяти процентов установленного законодательством минимального размера заработной платы. | Размер взыскиваемых алиментов на каждого ребенка должен быть не меньше 26,5 процентов установленного законодательством минимального размера оплаты труда. |
Вот наглядное сравнение, вторая часть этой статьи была изменена с 75% МРОТ, до 26,5 %. Практически в три раза, от сюда вытекает вопрос, дети от этого перестанут потреблять?.
На 2025 год МРОТ составляет 1 155 000 сумов, а значит, минимальные алименты на одного ребенка — всего около 306 000 сумов.
Для сравнения: минимальные потребительские расходы (МПР), рассчитанные Министерством экономики и финансов, составляют 669 000 сумов. Несложно посчитать, что установленный минимум алиментов покрывает менее 50% базовых потребностей ребенка.
Применяемый сегодня расчет алиментов на основе МРОТ фактически превращает алиментные обязательства в формальность, не обеспечивая достойного уровня содержания ребенка. В правоприменительной практике это порождает массу конфликтов, недоверие к судебной системе и затягивание исполнения решений. Для сравнения, в Казахстане минимальные алименты также рассчитываются как процент от дохода, но суды активно ориентируются на прожиточный минимум при установлении суммы выплат. В России минимальная сумма алиментов не установлена в абсолютном выражении, но используется подход, где суды ориентируются на МРОТ и прожиточный минимум в регионе. В европейских странах алименты рассчитываются на основе конкретных потребностей ребенка, с учетом уровня жизни родителей, что обеспечивает более справедливое распределение обязанностей.
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, в частности, статьей 77, родители обязаны заботиться о своих детях и обеспечивать их содержание до наступления совершеннолетия. Это — не просто моральная установка, а юридическая обязанность, закреплённая также в Семейном кодексе Республики Узбекистан.
Согласно статье 99 СК РУз, алименты на одного ребенка, взыскиваемые в судебном порядке, не могут быть ниже 26,5% установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). На 2024 год МРОТ установлен в размере 1 155 000 сумов, соответственно минимальная сумма алиментов составляет порядка 306 000 сумов в месяц.
Однако, с 1 января 2025 года минимальные потребительские расходы (МПР) в Узбекистане официально составят 669 000 сумов. Несложные расчёты показывают: установленный минимум алиментов покрывает менее 46% от базового потребительского минимума и это — без учета возраста ребёнка, особенностей его питания, медицинских и образовательных расходов.
Мнение авторов: «Сегодня минимальные алименты — это сумма, на которую невозможно обеспечить ни питание, ни одежду, ни лекарства. Закон должен учитывать реальные потребности ребёнка, а не формальные показатели. При расчёте алиментов должна использоваться минимальная потребительская корзина, а не МРОТ, который не пересматривается в соответствии с инфляцией».
Ребёнок — это не формальность. Его базовые потребности должны быть приоритетом социальной политики.
В Конституции Республики Узбекистан, статья 77 закрепляет обязанность родителей содержать своих детей до совершеннолетия, что подкреплено Семейным кодексом. Но к сожалению на практике наблюдается рост случаев уклонения от материального обеспечения детей. В 2023 году за подобные нарушения к административной ответственности было привлечено 5 697 лиц, а в 2024 году этот показатель вырос на 35%, достигнув 8 833.
Кроме того, суды выносят все больше обвинительных приговоров за уклонение от уплаты алиментов — в прошлом году их было 1 109. При этом взыскание алиментов осложняется ситуациями, когда должники не имеют постоянного дохода или официального трудоустройства.
Сенаторы также выразили обеспокоенность затягиванием процесса присоединения Узбекистана к Гаагской конвенции о международном порядке взыскания алиментов, что осложняет взыскание алиментов с родителей, проживающих за рубежом. Кроме того, необходимость интеграции единой информационной системы исполнения алиментных обязательств с электронными платформами Минэкономики и Казначейства стала еще одной актуальной задачей.
На сегодняшний день из Фонда выплаты алиментов было выдано 40,6 млрд сумов 1 723 взыскателям, однако возврат средств в фонд составляет всего около 2% или 812 миллионов сумов, что указывает на недостаточную эффективность существующих механизмов. Нужно вводить новые механизмы, либо же совершенствовать имеющиеся, такие как, введение ежегодной индексации алиментов в зависимости от инфляции и официально утверждённых потребительских расходов, это позволит избежать ситуации, когда установленная сумма теряет реальную покупательную способность.
Еще не менее важный институт автоматизации, что очень важно в эпоху цифровизции, интеграция исполнительных листов с банковской системой и налоговой службой позволит в автоматическом режиме удерживать алименты с заработной платы и других доходов должников без необходимости обращения в суд или к судебным исполнителям.
Немаловажную роль в улучшении ситуации могут сыграть правозащитные организации, которые могут предоставлять бесплатную юридическую помощь матерям-одиночкам и выступать посредниками между взыскателями и государственными органами, они формируют гражданское общество в нашей Республике и занимаются безвозмезной помощью, за что им оргомная благодарность.
Хочется добавить мнения экспертов и их предложения, по данному вопросу:
Председатель Комитета Сената по вопросам молодежи, женщин, культуры и спорта Орзигул Муйдинова подчеркнула:
«Минимальная сумма алиментов должна быть привязана к реальным потребностям ребенка и учитывать возраст, особенности здоровья, образовательные потребности. Сейчас сумма алиментов практически в два раза ниже минимальных потребительских расходов, что недопустимо. Необходим комплексный пересмотр нормативной базы.»
Экономист и специалист по социальной политике Нигина Саидова добавляет:
«Рост инфляции и потребительских цен требует адаптации социальных гарантий. Привязка алиментов к минимальной потребительской корзине, а не к МРОТ, станет логичным шагом для повышения уровня жизни детей, оставшихся без полноценного родительского содержания.»
В итоге Сенат направил в Кабинет Министров официальный запрос с рекомендациями пересмотреть минимальный размер алиментов и принять меры для усиления контроля и эффективности взыскания. Решение этой проблемы напрямую влияет на благосостояние и защиту прав тысяч детей в стране. Таким образом, вопрос минимального размера алиментов выходит за рамки частного семейного конфликта — это вопрос государственной значимости, напрямую влияющий на реализацию прав ребёнка. Приведение законодательства в соответствие с современными социально-экономическими реалиями, является важным шагом к формированию справедливой и ответственной социальной политики в Узбекистане.
Будем следить дальше за этой информацией. Теперь слово за правительством нашей страны. Общество ждёт не только обсуждений, но и конкретных решений.
Авторы: Бердиев Аброр главный консультант отдела юстиции Мирабадского района и Башмаков Дэвид студент 3-го курса ТГЮУ