Трудовая миграция – это перемещение людей из одной страны в другую с целью поиска работы. Человек меняет привычный уклад жизни, уезжает далеко от семьи, друзей в надежде заработать деньги, а если повезет, то как-то зацепиться и обосноваться на новом месте. Чаще всего трудовые мигранты из Узбекистана квалифицируются как дешевая рабочая сила и не имеют никаких прав в странах временного проживания, в том числе в России. Как меняется ситуация? Каковы перспективы правового решения данной проблемы?
Об этом говорили в ходе видеомоста, связавшего Москву и Ташкент, в студии мультимедийного пресс-центра Sputnik Uzbekistan. Узбекскую сторону представляли начальник отдела досудебного и судебного разрешения споров Агентства миграции при Кабинете Министров Республики Узбекистан Исломжон Хамраев и начальник управления контроля организационно-исполнительной дисциплины, стратегического планирования и работы по KPI Агентства по внешней трудовой миграции при Кабинете Министров Узбекистана Элёр Тоштемиров, российскую – член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России, профессор Государственного университета управления Владимир Волох.
В Узбекистане в настоящее время значительно усиливаются меры социальной защиты трудовых мигрантов. В рамках нового постановления правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом» для соотечественников, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, размер единовременной помощи увеличен с 2 до 5 базовых расчетных величин. Расходы на проживание граждан, оставшихся без жилья, увеличены с 300 до 500 долларов США, а поддержка на лечение при тяжелых заболеваниях или несчастных случаях выросла с 1000 до 1500 долларов.
Разрабатывается закон о трудовой миграции, поскольку до этого все процессы и взаимоотношения в этой сфере регулировались в основном подзаконными актами. Готовится проект закона, в котором должны быть определены основные принципы трудовой миграции, полномочия органов, отвечающих за ее регулирование, а также права и обязанности мигрантов. Это будет важный нормативный акт, направленный на комплексное и системное регулирование вопросов трудовой миграции.
Механизмы регулирования трудовой миграции постепенно совершенствуются, растет число трудовых мигрантов, выезжающих за рубеж с определенным уровнем подготовки, как языковой, так и профессиональной. Только из Ташкентской области на работу в Россию, Казахстан, Турцию и Южную Корею выехали 154 тысячи человек, из них 80 тысяч мужчин и 72 тысячи женщин.
– Работодатели в первую очередь заинтересованы в квалифицированных специалистах, которые обладают профессиональными навыками и знанием иностранных языков, будь то русский, английский, немецкий и другие. На основании поступивших заявок от зарубежных работодателей мы объявляем набор по всей республике. Отбор проходит с учетом компетенций граждан, после чего формируются группы кандидатов. Важно отметить, что в последние годы наблюдается положительная тенденция, особенно среди молодежи, к изучению иностранных языков и приобретению профессиональных навыков. В Ташкенте и других регионах активно открываются языковые и профильные курсы, которые пользуются высоким спросом, – отметил Исломжон Хамраев.
В каких сферах работают граждане Узбекистана в России в настоящий момент? В основном в строительстве, нефтегазовой промышленности, транспорте, логистике, сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, коммунальных услугах. На сегодняшний день налажено сотрудничество более с более 90 предприятиями, для рынка труда Узбекистана имеется более 38 000 вакансий.
– Особенно важно наладить четкие механизмы борьбы с нелегальной трудовой миграцией. В каждой махалле сотрудники органов внутренних дел совместно с представителями Агентства по миграции проводят на местах широкомасштабные профилактические и разъяснительные мероприятия, направленные на легализацию граждан. Существует список граждан, находящихся в реестре контролируемых лиц Российской Федерации. С каждым из них проводится адресная профилактическая работа. Созданы специальные видеоролики и информационные буклеты. В Ташкенте и Москве работают горячие линии и специализированные боты в социальных сетях. Уже есть определенные результаты, – подчеркнул Элёр Тоштемиров.

Владимир Волох, в свою очередь, отметил, что в реализации государственной миграционной политики Российской Федерации активную роль играют институты гражданского общества. За последний год Госдумой РФ был принят ряд законопроектов, направленных на оптимизацию управления миграционными процессами.
– Одним из ключевых направлений должно стать развитие целевого организованного трудоустройства граждан Узбекистана в Российской Федерации. Речь идет о том, чтобы человек, выезжающий на работу, заранее знал, кто его работодатель, какие условия труда и проживания его ожидают. Работодатель также будет понимать, кого он принимает на работу. Будет заключен контракт на определенный срок, и каждая сторона сможет рассчитывать на конкретный результат. Совместными усилиями мы можем продвинуться гораздо дальше в решении миграционных вопросов, – отметил Волох.