В ходе опроса, проведённого движением «Yuksalish» среди 2743 респондентов из городских и сельских районов, выявлены значительные нарекания на качество автомобильных дорог и внутреннего дорожного покрытия, а также на уровень безопасности пешеходов. Большая часть участников отметила неудовлетворительное состояние дорог и недостатки в пешеходной инфраструктуре, что свидетельствует о необходимости системных реформ и улучшения дорожной безопасности.
Движение «Yuksalish» провело социальный опрос среди населения по вопросам обеспечения безопасности транспортного движения и состояния автомобильных дорог и внутренних улиц. В исследовании приняли участие 2743 человека, из которых 46,36% — жители сельской местности, а 44,94% — городские жители.
По оценке участников, 35,55% считают общее состояние автомобильных дорог в своих населённых пунктах «хорошим», 27,95% — «удовлетворительным», 18,01% — «неудовлетворительным», 10,38% — «отличным», а 7,71% — «очень плохим». Это указывает на наличие у населения негативного восприятия качества дорожного покрытия и ремонтных работ.
Что касается состояния внутренних дорог, 33,1% респондентов оценили их как «хорошие», 27,62% — «удовлетворительные», 19,69% — «неудовлетворительные», 9,68% — «очень плохие», и 9,28% — «отличные». Таким образом, отношение к внутренним дорогам оказалось более критичным, чем к основным автомобильным магистралям.
На вопрос о проведении ремонта дорог в последние годы большинство (47,23%) ответили утвердительно, тогда как 26,17% сообщили об отсутствии ремонтных работ. Основная часть ремонтных работ заключалась в укладке нового асфальта (28,72%) и обновлении старого покрытия (13,96%).
Проблемы безопасности пешеходов также получили значительное внимание: 39,24% респондентов считают дороги в своих населённых пунктах небезопасными для пешеходов, 38,98% оценивают безопасность как среднюю, и только 21% считают их безопасными.
Кроме того, 40,99% участников опроса отметили, что на пешеходных переходах в населённых пунктах обеспечена безопасность, тогда как 30,87% считают, что безопасность не обеспечена, а 27,07% — что она недостаточна. Это указывает на существенные недостатки в инфраструктуре, обеспечивающей безопасность пешеходов.
Что касается наличия пешеходных дорожек (тротуаров), 44,61% респондентов подтвердили их наличие, 28,75% — отсутствие, а 25,47% считают их наличие неполным. Удобство тротуаров для маломобильных групп населения (людей в инвалидных колясках) оценили как «частично удобное» 39,82%, «неудобное» — 38,98%, и «удобное» — лишь 20,64%.
Для улучшения ситуации респонденты предложили расширение дорог, качественный ремонт и совершенствование дорожной инфраструктуры.
Итоги опроса подтверждают серьёзную обеспокоенность населения состоянием дорог и безопасностью пешеходов. Особенно тревожат негативные оценки состояния дорог, низкий уровень безопасности пешеходов и недостаточная доступность инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Эти проблемы не только влияют на эффективность транспортного движения, но и представляют прямую угрозу жизни и здоровью граждан, в частности детей.
Увеличение числа дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом подчёркивает необходимость внедрения современных подходов и системных реформ в сфере обеспечения безопасности на дорогах.
В связи с этим движением «Yuksalish» и экспертами разработаны следующие предложения:
- Принятие государственной программы по установке недостающих дорожных знаков и удалению избыточных и неуместных;
- Строгий контроль качества и соответствия стандартам дорожной разметки;
- Обновление всех технических стандартов организации дорожного движения (знаки, разметка, качество покрытия, например, «колейность») на основе современных международных норм.
- Приведение всех новых и реконструируемых объектов дорожной инфраструктуры в полное соответствие с потребностями людей с инвалидностью и других граждан.
- Назначение ответственных лиц за каждый участок дороги и усиление мер ответственности.
- Установление размеров штрафов с учётом степени общественной опасности нарушения и платёжеспособности населения; при этом средства от штрафов должны направляться на развитие дорожной инфраструктуры и обеспечение безопасности.
- Введение обязательной системы аудита безопасности всех дорожных проектов независимыми экспертами до начала их реализации.
- Выведение функций по установке дорожных знаков и разметки из системы МВД и создание независимой структуры или специального контрольного органа.
- Пересмотр градостроительных норм с учётом требований по созданию безопасных, непрерывных и освещённых пешеходных и велосипедных дорожек, включая потребности людей с инвалидностью.
- Внедрение в пилотном режиме электронных дорожных знаков с динамическим ограничением скорости в зависимости от времени суток и погодных условий, особенно в районах школ и зонах повышенной аварийности.
- Введение открытой рейтинговой системы для руководителей районных и городских управлений ГИБДД и организаций дорожного хозяйства на основе состояния дорог, количества ДТП и жалоб населения с регулярной публикацией результатов.
- Создание механизма для граждан по оперативному сообщению о неисправных светофорах и дорожных знаках через короткий номер или мобильное приложение с обязательным реагированием в течение 24 часов.
- Усиление требований к обязательной экспертизе всех проектов строительства, ремонта дорог и обеспечения безопасности дорожного движения общественными советами, включающими независимых транспортных экспертов, градостроителей, представителей людей с инвалидностью и активных граждан, с обязательным получением положительного заключения перед утверждением.
Реализация этих мер позволит повысить безопасность дорожного движения и улучшить качество жизни населения.